СОРОКИН Питирим Александрович - Страница 2

Поначалу в США П.А. Сорокина встретили с недоверием. Преодолеть недоброжелательное к себе отношение ему удалось только после опубликования ряда фундаментальных работ: «Социология революции» (1925 г.), «Социальная мобильность» (1927 г.), «Современные социологические теории» (1928 г.), «Основания городской и сельской социологии» (в соавторстве с К. Циммерманом, 1929 г.), трёхтомная «Систематическая антология сельской социологии (1930–1932 гг.). Эти труды принесли П.А. Сорокину мировую известность. С 1930 г. он – профессор Гарвардского университета и декан социологического факультета (занимал эту должность до 1959 г.). Сорокин приглашает на факультет в качестве профессоров К. Циммермана, Т. Парсонса и других известных социологов. Получив от Гарвардского университета 4-годичный грант в 10 тыс. долларов, он издаёт (по тому в год) беспрецедентный по объёму и эмпирическому охвату труд «Социальная и культурная динамика». К этой работе Сорокин привлекает многих из русских учёных-эмигрантов, а также своих гарвардских учеников (среди них Р. Мертона). После выхода книги в научной печати появились отрицательные рецензии на неё. Сорокин адаптирует для массового читателя «Динамику», написав «Кризис нашего времени» (1941 г.) – наиболее часто переводимую и читаемую книгу учёного. Через год появляется «Человек и общество в бедствии», в 1951 г. – «СОС: значение нашего кризиса». Исторический процесс он рассматривал как циклическую смену основных типов культуры, в основе которых интегрированная сфера ценностей, символов. Утверждая, что современная культура переживает общий кризис, П.А. Сорокин связывал его с развитием материализма и науки, а выход видел в развитии религиозной «идеалистической» культуры. Он – один из родоначальников теорий социальной стратификации и социальной мобильности. В творчестве П.А. Сорокина 1950 гг. в целом доминируют темы кризиса и альтруистической любви: «Социальная философия в век кризиса», «Альтруистическая любовь» (1950 г.), «Изыскания в области альтруистической любви и поведения» (1950 г.), «Пути и власть любви» (1954 г.), «Американская сексуальная революция» (1957 г.), «Власть и нравственность» (1959 г.). В эссе «Взаимное сближение Соединённых Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу» он утверждает, что если человечество сможет избежать новых мировых войн, то господствующим типом возникающего общества и культуры будет не капиталистический и не коммунистический тип, а интегральный, объединяющий большинство позитивных ценностей и освободившийся от серьёзных дефектов каждого типа. Последние книги П.А. Сорокина – «Причуды и недостатки современной социологии и смежных наук» (1956 г.), «Современные социологические теории» (1966 г.) – продемонстрировали силу и глубину его логико-критического ума. В 1964 г. 75-летнего П.А. Сорокина, одного из основателей американской социологии, избирают председателем Американской социологической ассоциации. Однако после 2-летней тяжёлой болезни он скончался в своём доме на Клифф-стрит в Уинчестере (штат Массачусетс). После его смерти Американская социологическая ассоциация учредила ежегодную премию имени П.А. Сорокина за лучшую книгу по социологии. Взгляды Сорокина на протяжении всей его жизни отличались цельностью, а научные принципы были сформулированы в «Системе социологии». Согласно Сорокину, теоретическая социология распадается на три основных раздела: 1) социальную аналитику (социальную анатомию и морфологию); 2) социальную механику (её объект – социальные процессы); 3) социальную генетику (теория эволюции общественной жизни). Модель социального явления включает в себя три элемента: индивиды, акты (действия) и проводники общения (символы интеракции – язык, письменность, музыка, искусство, деньги и т.п.). Взаимодействие может быть антагонистическим или солидаристическим, односторонним или двусторонним, шаблонным или нешаблонным. В работе «Социальная мобильность» П.А. Сорокин впервые обосновал различие между горизонтальной (переход из одной социальной группы в другую на одном и том же уровне общественной стратификации) и вертикальной мобильностью (перемещение индивида (восходящее или нисходящее) из одного слоя в другой – социальный подъем и социальный спуск), проанализировав средства и каналы её достижения. Он аргументировал тезис, что социальная мобильность – естественное состояние общества. Вертикальная мобильность осуществляется в рамках трёх форм социальной стратификации: внутрипрофессиональная или межпрофессиональная, политическая и продвижения по «экономической лестнице». При продвижении возникают препятствия в виде «сит», в которых и заключён механизм социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным стратам. Они, как правило, совпадают с основными каналами вертикальной мобильности (школой, армией, церковью, семьёй и браком, профессиональными, экономическими и политическими организациями).

 



 
PR-CY.ru