СЕНТ-ШАПЕЛЬ - Страница 2

Архитекторы сознательно придали ей форму реликвария – ларца для хранения предметов религиозного поклонения. Капелла напоминает произведение ювелира, только монументального масштаба: реликварии тех времён часто имитировали церковную архитектуру и снабжались миниатюрными арками, контрфорсами и даже крышей. Сент-Шапель – очень компактное здание: высота 42,5 м (до основания шпиля) превышает длину – 35 м (ширина 11 м). Это – здание с единым нефом, упирающимся в 7-гранную апсиду. Как и многие храмы того времени, 2-уровневая Святая капелла призвана символизировать устремление вверх, к Богу, и одновременно напоминать о небесном Иерусалиме, где после Страшного суда найдут упокоение праведники. Целый лес колонн, зрительно дополненный слепыми аркадами вдоль стен, заметно скрадывает ощущение тесного пространства. Несмотря на недостаток света, нижняя капелла не выглядит мрачно благодаря щедрому многоцветью убранства. Основные декоративные мотивы – королевские лилии и стилизованные крепостные башни, эмблема королевы-матери Бланки Кастильской (1188–1252 гг.), регентше при несовершеннолетнем Людовике IX. Двухэтажное сводчатое крыльцо западного фасада образует своеобразную переходную зону между мирским и сакральным пространством. Наружная галерея, соединяющая капеллу с дворцом, вела в верхнюю капеллу, освящённую во имя Святого Креста и предназначенную для короля и его ближайшего окружения. Именно здесь, в богато украшенной раке, установленной на ажурном постаменте в глубине апсиды, хранились реликвии, купленные Людовиком Святым. Нижняя капелла, освящённая в честь Девы Марии, была отведена для придворных, дворцовой гвардии и слуг. Стены 3-нефной нижней капеллы с низкими сводами (их высота 6,6 м) украшены аркатурами в форме трилистника и двенадцатью медальонами с изображениями апостолов. На колоннах геральдические лилии на лазурном фоне чередуются с башнями Кастилии в честь матери Людовика IX – Бланки Кастильской. Тонкие колонны поддерживают своды с росписью, изображающей звёздное небо. Надгробные плиты на полу отмечают места погребения хранителей церковной сокровищницы и каноников Сент-Шапели. Верхняя капелла, предназначенная для хранения прославленных реликвий, отличается великолепием. К колоннам приставлены статуи апостолов. С изображениями двенадцати апостолов – эмалевые медальоны на стенах. Верхняя часть часовни, где громоздятся треугольные пинакли над контрфорсами и вимперги над окнами, похожа на башни небесного города. По контрасту с темноватой нижней капеллой она производит ошеломляющее впечатление. Пожалуй, именно здесь, как ни в одной больше церкви мира, воплотилась средневековая формула «Бог – это свет». Особенностью Сент-Шапели, отличающей её от прочих готических церквей, является отсутствие массивных контрфорсов – несущих конструкций, призванных противостоять боковому распору свода. Лёгкости верхних частей здания, увенчанного деревянным кедровым шпилем высотой в 33 м (шпиль изготовлен в XIX в., но является точной копией шпиля XV в.), противостоят строгость фундамента и мощность контрфорсов. Но их мощь почти не ощущается благодаря продуманному распределению группы из девяти небольших колонн, скрадывающих объёмность каждой опоры. Контрфорсы выглядят как изящные вертикали между удлиненными окнами. Объясняется это революционным и очень дорогим по тем временам решением использовать металлические связи, чтобы удерживать каменные блоки. Этот смелый технический приём у исследователей вызывает заслуженное уважение, поскольку до эпохи железобетона – больше шести веков.

 



 
PR-CY.ru