СЛЮТЕР Клаус - Страница 4

Вот что пишут о нём в своей статье Ю. Бычков и А. Вишняков: «Герцог Филипп и герцогиня Маргарита лежат на чёрной мраморной плите, молитвенно сложив руки. Голова Филиппа, украшенная короной, покоится на подушке. Длинное белое одеяние покрывает широкая парадная мантия, из-под царской одежды видны железные башмаки, сделанные из тонких пластинок. Они напоминают, что это – воин-рыцарь. Два больших крылатых ангела... безучастно держат рыцарский шлем. В их лицах выражение вечного покоя, умиротворения, тихой грусти, они привлекательны как негромкая мелодия, ласкающая слух. Ослепительно белая галерея окружает всё надгробие. Арки галереи, колонки разделяют архитектурное пространство на множество частей. Именно здесь поместил Клаус Слютер плакальщиков – небольшие фигурки, высотой 45 сантиметров, одетые в платья и балахоны, покрытые капюшонами. Удивительное сочетание силы и тонкости работы! В этих фигурках пленяют тщательно, почти ювелирно сделанные детали. Совершенство композиции и деталей, гармония всех элементов, больших и малых, закономерность их чередования производят впечатление игры, скрытой музыки. Плакальщики старые и молодые, худые и толстые, с бородами и без них, грустные и улыбающиеся. Одни просматривают книги, другие размышляют над чем-то. Поражает разнообразие одеяний, украшений, поясов, застёжек. А как притягательны для глаз фигурки людей, прогуливающихся в галерее Монахи в позах обыденных и естественных. Один заткнул нос, чтобы не чувствовать запаха тления. Другой горестно поник. Здесь и светские персонажи в специальной обрядовой одежде. Клус Слютер переступил грань, к которой подошла к началу XV в. французская скульптура. Реализм проявился у него в собственном смысле этого слова. Реалистичны портреты герцога и герцогини, жизненно достоверны без какой бы то ни было идеализации их черт статуи пророков и фигурки плакальщиков. Размеры, естественные линии тел, их пропорциональность, мельчайшие детали подчёркивают индивидуальность изображений, особенно лиц персонажей». Однако налёт религиозности вносит в могучее реалистическое творчество Клауса Слютера мистический оттенок. Но всё же его религиозность никогда не доходит до того, чтобы затмить внутреннюю жизнь человека. Наоборот, вкус Клауса Слютера к реальной жизни, его редкостная наблюдательность помогали достигнуть правды жизни, которой он вдохновлялся. Духовное прозрение Клауса Слютера усиливало видимую действительность и характеры. Умер Клаус Слютер в январе 1406 г., завещав, как это было принято в Средние века, все свои сбережения монастырю Сент-Этьен де Дижон. Из остальных произведений Клауса Слютера до нас дошли лишь названия: «Пьета», представляющая Деву Марию с двумя ангелами и Христа (1390 г.); «Изображение Бога Саваофа» на своде церкви в Анже (1393 г.); там же – «Святой Георгий и святой Михаил, ведущий закованного Люцифера», «Святая Анна», «Святой Иоанн Евангелист на фасаде Сент-Шапель» (точной даты нет). Особенное влияние на развитие североевропейской скульптуры оказали фигуры пророков Даниила и Исайи.



 
PR-CY.ru