СЛЮТЕР Клаус

СЛЮТЕР Клаус (между 1340 и 1350 ГГ. – 1406 г.) – бургундский скульптор, родом из Нидерландов, значительный скульптор Северной Европы XIV – XV вв., один из основоположников «северного реализма», последователем которого в дальнейшем стал Ян ван Эйк. Сведения о его жизни весьма немногочисленны и связаны они, главным образом, с его творческой биографией. Исследователям известно, что около 1380 г. он жил в Брюсселе, а в 1385 г. приехал в Дижон, столицу Бургундии, где становится придворным мастером герцога Филиппа Смелого. Отныне вся жизнь и творчество Клауса Слютера будут связаны с Дижоном. Исследователям точно не известно, чем занимался Клаус Слютер до переезда в Дижон. Некоторые моменты жизни скульптора помогла прояснить лишь находка французского искусствоведа Ж. Дюбержа, который обнаружил его имя в списках корпорации каменщиков и резчиков Брюсселя, в которой он состоял с 1379 по 1385 гг. Это открытие даёт исследователям хотя бы небольшую возможность узнать, чем занимался Клаус Слютер до переезда в Дижон. Исследователи предполагают, что он уже тогда имел определённые навыки в обращении с камнем. В марте 1385 г. Клаус Слютер начинает работу у известного фландрского скульптора Жана де Марвиля, автора проектов многих сооружений, возводимых Филиппом Бургундским. После смерти Жана де Марвиля в 1389 г. Клаус Слютер занял его место, унаследовав все права, титулы и привилегии бывшего руководителя. Но главное – Клаус Слютер стал продолжателем дел своего предшественника: украсил скульптурными работами монастырь Шартрез де Шаммоль, церковь Сент-Шапель де Дижон, замок Жермоль. Клаус Слютер был не только талантливым, но и чрезвычайно трудолюбивым и фанатично преданным искусству. К тому же он был скрытным, недоверчивым человеком, любил работать один, вдали от шума и суеты. Клаус Слютер никогда не был женат, не имел детей. Сразу же после размещения в подаренном ему герцогом особняке (который в народе просто называли «дом Клауса») он принялся за его переоборудование – в частности, приказал установить везде крючки, запоры, засовы, а спустя несколько месяцев построил для работы галерею с большими окнами на втором этаже. Число его помощников никогда не превышало девяти человек. Клаус Слютер заменил фламандцев, которые работали раньше у Жана де Марвиля, на бургундских мастеров. Единственное исключение сделал для племянника Клауса де Верве, которого он специально пригласил из Голландии и старался сделать из него продолжателя своих дел. Решение украсить портал церкви монастыря Шартрез де Шаммоль было принято ещё при жизни Жана де Марвиля. В 1388 г. сюда привезли каменные блоки для изготовления статуй донаторов монастыря – Филиппа Бургундского и Маргариты Фландрской. Для размещения статуй Клаус Слютер устроил площадки на выступающих консолях. Подобная установка представляла значительную трудность, но давала новое, необычное художественное и композиционное решение – фигуры отрывались от стены, как бы жили в пространстве.

 



 
PR-CY.ru