РЕФОРМАЦИЯ - Страница 7

Отсюда его союз с князьями, вытекавший и из стремления реформировать церковную жизнь, не подвергая её опасностям, порождаемым самой Реформацией, и из сильного в нём принципа авторитета. В одной из своих проповедей в Виттенберге по случаю произошедших там во время его вартбургского заключения беспорядков он говорил так: «Уничтожение массы согласно с Писанием, но какой порядок, какое приличие соблюли вы? Нужно было вознести горячие молитвы, нужно было обратиться к властям, – тогда все увидели бы, что это дело от Бога». В 1526 г. Лютер писал курфюрсту Саксонскому: «Так как папский порядок отменён, то все учреждения делаются вашим достоянием как верховного главы. Ваше дело всем этим управлять; никто другой об этом не заботится, не может и не должен заботиться». Таким образом, он признал за князьями права, прежде принадлежавшими папе. Для того чтобы были сохранены известные принципы при устройстве церкви, Лютер потребовал церковной ревизии. Курфюрст назначил для этого отдельную комиссию, а инструкцию для неё написал соратник Лютера Филипп Меланхтон (1497–1560 гг.), исходя из того общего начала, что нужно как можно больше оставлять из старых церемоний, поскольку всякие новшества причиняют вред. На Лютера не могло не подействовать зрелище увлечений, которые он считал искажением своего дела. Он не хотел позволить Реформации идти дальше того, перед чем он остановился сам, – и открыто выступил против новаторов. Начавшаяся полемика только разжигала страсти и развивала в Лютере нетерпимость, которая была присуще его властной натуре, привита ему воспитанием в принципах средневекового католицизма, а потом укреплена его популярностью, влиянием и успехом. Недавние сторонники Лютера стали обвинять его в измене общему делу, в неспособности найти истинную веру, в передачи церкви светским князьям, в тирании, напоминающей папскую. Лютер разошёлся и с политическими деятелями вроде Ульриха фон Гуттена, желая ограничить свою задачу одной церковной реформой. То же самое заставило его выступить против реформаторов, соединявших религиозные преобразования с социальными. Между тем в Германии в 1522–1523 и 1524–1525 гг. произошли рыцарское и крестьянское восстания, имевшие свои политические и социальные причины. Эти восстания совершились отдельно одно от другого и были каждое отдельно подавлено князьями: первое – как восстание офицеров, у которых не было солдат, другое – как восстание рядовых, у которых не было офицеров. Это не было случайностью: солидарного действия двух сословий, между которыми существовал резкий антагонизм, не могло быть. Причины крестьянской войны лежали в юридических и экономических отношениях сельского населения и землевладельческих классов, т.е. и князей, и клира, и рыцарей: все господа угнетали земледельцев, и те во время своего восстания не делали различия между духовными и светскими, между крупными и мелкими владельцами. Общественное движение с самого начала пошло вразброд, тогда как князья, против которых оно совершалось, действовали солидарно, оставаясь притом в Германии единственной высшей властью в отсутствие молодого императора, который после Вормского сейма уехал из Германии на войну с королём Франции Франциском I Валуа (1515–1547 гг.) и вообще мало интересовался германскими национальными делами. Относительно обоих восстаний исследователи добавляют, что они пошли под знаменем религиозной Реформации. Рыцарское восстание было направлено, прежде всего, против духовных князей; его участники хотели поживиться за счёт церковного землевладения. Предлогом нападения на Трирского архиепископа рыцари выставили то, что он запирает двери для слова Божьего, т.е. противится проповеди нового учения. Восставшие крестьяне подкрепили свои требования ссылками на Библию; часть шла за анабаптистами, во главе которых стоял Томас Мюнцер (1490–1525 гг.). Вообще народная Реформация в Германии шла рядом с сектантством; в 1530 гг. анабаптизм ясно проявил свой социально-революционный характер в мюнстерском восстании. Революционные движения, совершавшиеся под знаменем религиозных идей, и возникновение сектантства, разрывавшего всякую связь с церковными традициями, не могли не отразиться на характере лютеранской Реформации, которой было суждено утвердиться в половине Германии в качестве официально принятого вероисповедания.

 



 
PR-CY.ru