РЕФОРМАЦИЯ - Страница 5

Наконец, Реформация была выгодна местным светским властям, т.к. давала монархам, князьям и дворянам полный контроль над церковью. Несомненно, что в такой обстановке бунт против вероучительного и организационного господства Римско-католической церкви имел большие шансы на успех. Использовали Реформацию в своих целях германские князья Саксонии, Мекленбурга, Померании, Бранденбурга, Гессена, Пфальца, Брауншвейга и др.: проведя Реформацию в своих землях, они присвоили себе все церковные богатства. Религиозная Реформация в Германии соединилась с политической и социальной революцией. Хотя причины её существовали везде, но в Германии они действовали особенно сильно, т.к., с одной стороны, редко где религиозность отличалась таким интимным, моральным характером, как в тогдашнем немецком народе, а с другой – немногие нации находились в таком унижении перед Римской курией, как немецкая: её политическое бессилие было удобной почвой для развития папских притязаний. Религиозное настроение Германии проявлялось в переводах Библии и в развитии церковной песни ещё до Мартина Лютера; своим знаменитым переводом и своей богослужебной лирикой он только затмил более ранние проблески стремления читать Священное Писание и молиться на родном языке. Это религиозное настроение позже обнаруживалось в образовании мистических кружков, в благочестивых трудах братьев общинной жизни, в гуманистических занятиях богословием на новых основах, в существовании скрытых еретиков, в постоянной заботе о церковной реформе, которую предполагалось провести на новом Вселенском соборе. Как политическое целое Германия в ту эпоху находилась в состоянии, так сказать, неустойчивого равновесия, перестав быть единым государством, но и не превратившись окончательно в простую федерацию княжеств и вольных городов. Здесь давно уже чувствовалась необходимость государственной реформы, которая вывела бы страну из её хаотического состояния. Главным политическим вопросом был вопрос о взаимных отношениях императорской и княжеской властей, антагонизм между которыми всё больше и больше обострялся. В начале XVI в. обнаружилось стремление к национальному освобождению от Рима, поэтому для всей внутренней жизни немецкого народа было важно, кто встанет во главе этого национального движения, кто, защищая народные права против курии, утвердит этим самым своё политическое значение: император или князья. Этот политический вопрос осложнялся одним немаловажным обстоятельством: княжеской властью были недовольны и города, и так называемое рыцарство, и крестьянство, да и в интеллигентных кругах были люди, мечтавшие о полном внутреннем переустройстве государства. В их среде появлялись планы и проекты реформ, излагавшиеся в тогдашней публицистике. Годы, непосредственно предшествовавшие выступлению Лютера и избранию на престол Карла V (1519–1558 гг.), были временем большого возбуждения, выразившегося в развитии литературы памфлетов и летучих листков. Особенно сильным было движение, происходившее среди имперского рыцарства и крестьянства. Оба сословия сходились в стремлении к устранению княжеского произвола и к объединению всех земель под властью единого государя. Иначе говоря, в то самое время, как князья были настроены против императора, против них самих было готово восстать имперское рыцарство, города находились с ними в ссоре, а крестьяне начинали бунтовать против своих господ. К тому же, конец XV и начало XVI вв. было для Германии временем умственного расцвета, временем наибольшего процветания гуманизма, выставившего таких деятелей, Иоганн Рейхлин (1455–1552 гг.), Эразм Ротердамский (1469–1536 гг.), Ульрих фон Гуттен (1488–1523 гг.). Это были годы, когда рядом со старым религиозным брожением, принимавшим мистический оттенок, выступало и даже выдвигалось на первый план новое гуманистическое движение, принимавшее у своих младших представителей светский характер.

 



 
PR-CY.ru