РЕФОРМАЦИЯ - Страница 4

К этому направлению исследователи относят, например, в XIII в. проповедь «вечного Евангелия», многие мистические учения Средних веков, а также некоторые секты того времени. В реформационную эпоху мистическое направление было представлено анабаптистами (или перекрещенцами), индепендентами, квакерами, причём из мистического сектантства этой эпохи выделилось рационалистическое сектантство, антитринитаризм и христианский деизм. Таким образом, в реформационном движении XVI и XVII вв. исследователи различают три направления, из которых каждое имеет своих предшественников на исходе Средних веков. Это позволяет им (вопреки чисто протестантским историкам Реформации, связывающим её исключительно с библейским направлением) говорить, с одной стороны, о Реформации католической, а с другой – о Реформации сектантской. Если католическая Реформация была реакцией против протестантизма и сектантства, в которых острее всего проявился дух Реформации, то протестантская Реформации также сопровождалась реакцией против Реформации сектантской. Эпоха, непосредственно ей предшествовавшая, необыкновенно богата произведениями обличительной и сатирической литературы, в которых главным предметом насмешек были испорченные нравы и невежественность духовенства и монахов. Папство, уронившее себя в общественном мнении в XIV и XV вв. развратом авиньонского двора и скандальными разоблачениями времён великого раскола, также стала предметом нападок в литературе («Похвала глупости» Эразма Роттердамского, «Письма тёмных людей» и т.п.). Однако причины недовольства католической церковью лежали не в одной её «порче». Эпоха, непосредственно предшествовавшая Реформации, была временем образования западноевропейских наций и возникновения национальных литератур. Хотя католицизм отрицал национальное начало в церковной жизни, оно всё больше давало о себе знать. В эпоху великого раскола нации разделились, и мысль о соборной реформе была тесно связана с идеей самостоятельности национальных церквей. На Констанцском соборе (1414–1418 гг.) голоса подавались по нациям, интересы которых папство потом искусно разъединяло заключением конкордатов с отдельными нациями. Стремление читать Священное Писание и совершать богослужение на родном языке тоже играло роль в национальной оппозиции Риму. Отсюда глубоко национальный характер Реформации XVI в. Национальными стремлениями воспользовалась и государственная власть, тяготившаяся опёкой церкви и желавшая независимого существования. Вопрос о реформе церкви давал повод государям вмешиваться в церковные дела и расширять свою власть в духовной сфере. Соборы первой половины XV в. могли осуществиться лишь благодаря настояниям государей. Сами реформаторы XVI в. взывают к светской власти, приглашая её взять дело реформы в свои руки. Дворянство с завистью смотрело на богатства клира, было не против секуляризации церковной собственности, надеясь обогатиться за её счет (как это и произошло в эпоху Реформации). Кроме того, оно часто протестовало против широкой компетенции церковных судов, против десятины и т.п. У горожан также происходили с духовенством постоянные столкновения на юридической и экономической почве. Больше всего были недовольны крестьяне, над которыми тяготела власть епископов, аббатов и капитулов, владевших населёнными имениями и крепостными. И аристократическая, и демократическая оппозиция против духовенства играли видную роль в зарождении реформационного движения в разных странах. Таким образом, Реформация первого периода имела монархический характер, несмотря на все народные волнения этой эпохи, тогда как во втором периоде она встречает со стороны королевской власти оппозицию и принимает революционное направление. В течение XV в. Римско-католическая церковь полностью потеряла авторитет в глазах верующих, поскольку поведение находившихся у власти пап и прелатов чаще всего носило аморальный характер. К тому же традиционная аристотелевско-томистская философия была вытеснена новой волной платонизма, что привело к пересмотру католического мировоззрения. Как следствие этого, средневековая римская теология утратила свой авторитет, и новая, критическая, религиозная вероучительная система привела к распаду традиционного католицизма.

 



 
PR-CY.ru