РЕФОРМАЦИЯ - Страница 2

Её результатами в этом отношении были разрушение религиозного единства Западной Европы, образование новых исповеданий и основание новых церквей, развитие мистического и рационалистического сектантства, пересмотр догматических, религиозно-нравственных и церковно-практических вопросов, новое направление теологического мышления, развитие новых религиозных принципов, вольномыслие антитринитариев и деистов, учения которых представляли собой выход из исторического христианства в философию «естественной религии». Но вместе с тем это и оживление умиравшего католицизма, пересмотр его догматов и внутренней организации. Протест, рассматриваемый с этой точки зрения, вытекал из религиозного чувства и пытливой мысли, не удовлетворявшейся традиционным решением религиозных вопросов. Во-вторых, средневековый католицизм не был только вероисповеданием. Как «царство от мира сего», он вызывал против себя протесты иного рода: из-за чисто светских побуждений, из-за отношений земной жизни человека и общества. Он был системой, определявшей рамки всей культуры и социальной организации средневековых народов. Его универсализм отрицал национальность, его теократическая идея давила государство, его клерикализм, создававший духовенству привилегированное положение в обществе, подчинял церковной опёке светские сословия, его спиритуалистический догматизм предоставлял мысли слишком узкую сферу (да и в той не давал свободно развиваться). Поэтому против средневековой католической системы боролись и национальное самосознание, и государственная власть, и светское общество, а также усиливавшееся образование, потому что система на всё налагала гнёт, мешая общественной жизни свободно развиваться. Нападение на католицизм как на вероучение и церковь, не согласные со Священным Писанием и с требованиями верующей совести, объединяло, усиливало и направляло к одной цели элементы светской борьбы с католицизмом во имя прав национальности, государства, сословий и образования (т.е. прав, в основе которых лежали чисто мирские интересы). В свою очередь, религиозное движение находило поддержку в национальной и политической оппозиции Риму, в социальной и культурной вражде к духовенству. Гуманизм также заключал в себе идеи, через которые эта светская оппозиция могла бы объединиться. До определённой степени он так и действовал, секуляризуя мысль и жизнь западноевропейских обществ. Но значение Реформации заключается в том, что оппозиция против католической культурно-социальной системы во имя чисто человеческих начал интереса и права пошла под знаменем реформированной религии. В-третьих, развитие жизни выдвигало у отдельных наций другие политические, социальные и экономические вопросы, не имевшие сами по себе никакого отношения ни к «порче церкви», ни к гнёту курии и клира. В разных странах Западной Европы шла своя внутренняя борьба, готовились свои «домашние» столкновения, которые могли разыграться вне всякой связи с реформированием церкви и с оппозицией против курии и клира, но могли и соединиться с национальным и религиозным движением, политическим, сословным и интеллектуально-моральным протестом против папы Римского и католического духовенства. Это видно в Германии, где за Реформацию ухватились и гуманисты, незадолго перед тем окончившие победоносную кампанию против «обскурантов», и имперские рыцари, недовольные новыми порядками, заведёнными в конце XV в., и крестьяне, начавшие волноваться ещё раньше, и низший слой городского населения, среди которого происходило социальное движение против богатых, и князья, стремившиеся уничтожить последние признаки власти императора. Таким образом, были три категории элементов, участвовавших в реформационном движении XVI в.: религиозный протест против «порчи церкви», оппозиция курии и клиру по побуждениям чисто светского характера и местные политические и социальные вопросы. Где происходил религиозный протест, там проявлялась оппозиция Риму и католическому духовенству, и дело социально-политической реформы или революции велось под знаменем религии. Но местная политическая борьба не вызывала, сама по себе, религиозной Реформации (пример – Испания). С другой стороны, борьба против притязаний курии и привилегий клира могла идти под знаменем идей гуманизма в широком смысле этого слова, под влиянием идей античной философии и науки, античной политики и римского права.

 



 
PR-CY.ru