ПОЛЛОК Пол Джексон - Страница 2

Джексон Поллок был знаком с так называемой песчаной живописью – ритуальным обычаем индейцев Навахо создавать картины из песка. Он видел экспозицию в Музее современного искусства в 1940 гг., кроме того мог встретиться с ней во время своего путешествия по Западу, хотя этот вопрос исследователями до конца не выяснен. Другие влияния на его технику разбрызгивания – это упомянутые выше Ривера и Ороско, а также сюрреалистический автоматизм. Поллок не признавал существования случая, у него обычно были конкретные идеи создания картины, что воплощалось в движениях его тела, которые он полностью контролировал, в сочетании с густым потоком краски, силой гравитации и тем, как впитывалась краска в холст (сочетание управляемого и неуправляемого). Бросая, швыряя, брызгая, он энергично перемещался вокруг холста, как будто танцуя, и не останавливался, пока не видел того, чего хотел увидеть. Первая выставка работ Джексона Поллока в Галерее Бетти Парсонс (1900–1982 гг.) в 1948 г. была сенсацией и имела финансовый успех. Поллок смог обзавестись мастерской большего размера и там создал в 1950 г. серию из шести работ, впоследствии ставших наиболее известными (в 1949 г. журнал «Life Magazine» назвал Поллока величайшим американским художником). После 1951 г. работы Джексона Поллока стали темнее по цвету, часто даже чёрными, а также вновь возникли фигуративные элементы. Он стал выставлять свои работы в галерее, более ориентированной на коммерческий успех, и они пользовались огромным спросом со стороны коллекционеров нового искусства. Под этим давлением у него усилилась склонность к алкоголизму. Всю жизнь боровшийся с ним, Поллок погиб в автокатастрофе, ведя машину в нетрезвом состоянии, в Спрингсе, 11 августа 1956 г. в возрасте 44 лет. Один из пассажиров скончался на месте, его девушка выжила. После его смерти галерея Поллока продала все его работы, оставшиеся в студии, включая и те, которые были ещё не готовы. Его работа «Выгляди как обезьяна» 1952 г. была продана в 1973 г. за 2 млн. долларов (в то время это была рекордно высокая цена за произведение современного искусства). О нём сняты документальные фильмы «Джексон Поллок» (1987 г.), «Джексон Поллок: любовь и смерть на Лонг-Айленде» (1999 г.), «Что за хрен этот Джексон Поллок?» (2006 г.), а также игровой фильм «Поллок» (2000 г.), где его сыграл Эд Харрис (род. в 1950 г.). Работы Поллока всегда разделяли критиков на разные лагеря. Гарольд Розенберг говорил о трансформации живописи в экзистенциальную драму, то, что появляется на холсте, – это не изображение, а случай. Важным событием было решение рисовать для того, чтобы «просто рисовать». Телодвижения Поллока вокруг холста – это телодвижения освобождения от ценностей: политических, эстетических, моральных. Американский арт-критик Клемент Гринберг (1909–1994 гг.) провозгласил абстрактный экспрессионизм и, в частности Поллока, кратким изложением эстетических ценностей.

 



 
PR-CY.ru