Словарь по христианству П ПЬЕТРО да Кортона

ПЬЕТРО да Кортона

ПЬЕТРО да Кортона (1596–1669 гг.) – итальянский живописец и архитектор, один из самых ярких мастеров эпохи барокко, создатель пышных театрализованных фресковых ансамблей во дворцах Рима и Флоренции. Его монументальные циклы росписей, алтарные образы для церквей, станковые живописные работы по заказам аристократии отличались высоким уровнем исполнения и вдохновением. Будучи уроженцем Тосканы, Пьетро да Кортона начинал свою деятельность там, но уже с 1612 г. начал работать в Риме. Его талант был замечен папой Урбаном VIII Барберини (1623–1644 гг.), который стал его покровителем. В свою манеру, основанную на принципах классицизма мастеров болонской школы, подражание Агостино Караччи (1557–1602 гг.), он привносил живые, полные фантазии детали, динамичные ракурсы, часто заимствованные из античной пластики, а также торжественную и нарядную праздничность. В ряду лучших произведений художника картина – «Мадонна со святыми» (1626–1628 гг., Картона, Музей этрусской истории), в которой воплотилось все великолепие алтарного барочного образа. В залитом солнцем пространстве словно ощущается движение всех фигур. Пристрастие барокко к сложной символике указывает и богатое аллегорическое содержание. Картина была исполнена по заказу семейства Пассерини и содержит символику духовно-рыцарских орденов, принадлежностью к которой гордились представители этого знатного рода. Полотно на мифологический сюжет «Похищение сабинянок» (1627–1629 гг., Капитолийский музей, Рим) было написано по заказу другого покровителя художника – римского мецената Саккетти. Классицистически чётко продуманная композиция сочетается в нём с бурной, театрализованной экспрессией. Неистовые повороты фигур, возможно, заимствованы из произведений Джованни Лоренцо Бернини (1598–1680 гг.), с которым художник сотрудничал и талант которого высоко ценил. Не менее эффектно полотно «Нахождение Ромула и Рема» (1643 г., Лувр), полное динамики света и цвета. Сюжеты об основании Вечного города высоко ценились просвещённой аристократией, искавшей подтверждения древности своего происхождения. Реминисценции чувственной красоты античного искусства всегда играли большую роль в творчестве художника («Жертвоприношение Диане», Национальная галерея старого искусства, Рим). Самой крупной работой Пьетро да Кортона в Риме стала его фреска «Триумф Божественного провидения» (1633–1639 гг., Рим, Палаццо Барберини), написанная в плафоне Главного зала дворца папы Урбана VIII Барберини (работа в апартаментах дворца была поручена ему совместно с Джованни Бернини).

 



 
PR-CY.ru