ПАВЛИН II - Страница 2

Итальянские епископы (Аквилейский собор 380 г. и Итальянский собор 381 г.) желали, чтобы между Павлином и Мелетием состоялось соглашение, или (в крайнем случае) кафедра после смерти одного будет предоставлена оставшемуся в живых, и просили об этом императора Феодосия I Великого (379–395 гг.). Но итальянские епископы совсем не говорили, чтобы такое соглашение уже состоялось между самими сторонами. Восточные отцы имели основание отстаивать свою точку зрения. Во-первых, поползновения Рима были действительно властолюбивыми. Во-вторых, отношения папы Римского Дамаса к Василию Великому не могло добавить восточным епископам сердечной привязанности к Западу. В-третьих, как полагают исследователи, Павлин был человек далеко не симпатичный, в отношении к Мелетию держал себя с высокомерием, третируя его как арианина. Наконец, западные вообще, попадавшие на Восток, держали себя с проконсульской важностью в отношении к Востоку. Например, Иероним Стридонский (около 330 – 420 гг.), который своим знанием был обязан тому, что был учеником восточных богословов, позволял себе говорить о таком времени, когда на всём Востоке было только два православных человека: Павлин да Епифаний (Кипрский). Таким образом, оба пункта, которые отстаивали восточные епископы (достоинство Восточной церкви перед лицом церкви Западной и достоинство мелитиан, как православных епископов), имели право на защиту и нуждались в ней. Но своим «не мелитианским» образом действий по антиохийскому вопросу Григорий Богослов оттолкнул от себя сочувствие восточных (понимая это, святитель Григорий удалился на покой). Отцы Собора, зная, что западные епископы всегда предпочитали больше общаться с епископом Павлином, чем с епископом Мелетием, видя в нём арианина, выразили желание, чтобы, по крайней мере, после смерти одного из них был положен конец разделению Антиохийской церкви, допустили назначение преемника Мелетию; его преемником был избран Флавиан (381–404 гг.). Волнения были успокоены договором, по которому никто другой не будет претендовать на кафедру, а когда один из епископов умрёт, на кафедре будет второй. Отцы Собора подписались под присланными из Рима посланиями против арианства и аполлинарианства, тем самым восстановив церковное общение Запада и Востока. В 382 г. состоялось два Собора: один в Константинополе, другой в Риме. Константинопольские отцы послали в Рим лишь трёх делегатов с посланием, где было заявлено, что Константинопольский собор 382 г. признаёт вполне каноническими хиротонию Константинопольского епископа Нектария (381–397 гг.) и Антиохийского епископа Флавиана. Если для западных можно было пожертвовать Константинопольским епископом Максимом, то по делу Павлина Антиохийского Римский собор мог принять лишь одно решение: поскольку сам Павлин лично (вместе с Епифанием Кипрским) присутствовал на Римском соборе, западные отцы признали его единственно законным Антиохийским епископом. Павлин умер в 389 г., рукоположив единолично перед смертью себе преемником пресвитера Евагрия (388 – 392/393 гг.), некогда находившегося в дружественных отношениях с Василием Великим. В 392 г. умер и Евагрий, и Флавиан достиг того, что павлиниане не могли поставить преемника Евагрию. Однако, даже имея своего собственного епископа, павлиниане продолжали упорствовать в расколе.



 
PR-CY.ru