ПАРФЕНИЙ Афинянин

ПАРФЕНИЙ Афинянин – Иерусалимский патриарх (1737 г. – 17 октября 1766 гг.), автор исторических сочинений о борьбе греков с армянами за контроль над святыми местами Палестины, покровитель новооткрытой богословской школы в Иерусалиме. Подписал известное «Определение Святой Церкви Христовой», в котором рекомендовалось «данное Богом святое крещение» и объявлялось неприемлемым «крещение, иначе проводимое еретиками» («Определение…» описывает каноническую практику Константинопольской церкви по этому вопросу, официально осуществляемую по сей день). В начале 1730 гг. Парфений был возведён в сан митрополита Кесари Палестинской (эта позиция традиционно считалась предпоследней ступенькой на пути к патриаршей кафедре). Как один из лидеров Святогробского братства, эпитроп Святого Гроба (патриарший наместник в Палестине), Парфений в 1730–1735 гг. активно участвовал в противоборстве с армянами за обладание святыми местами Палестины; составил описание этих событий как назидание будущим поколениям святогробцев и опыт борьбы с конкурирующими исповеданиями. Исследователям не вполне ясно, где в эти годы находился сам Парфений – в Константинополе в окружении патриарха Мелетия (1731–1737 гг.) или в Палестине, что больше соответствовало его функциям эпитропа. Как события в Палестине, так и ход судебных разбирательств в Стамбуле описаны им с одинаковым знанием дела. Лишь изредка в повествовании проскальзывают фразы от первого лица: «Мы жили смирно, выжидая (благоприятного) случая». Исследователи полагают, что Парфений в эти годы действительно находился попеременно в Святой Земле и в османской столице, подобно самому патриарху Мелетию, который один раз приезжал в Иерусалим для переговоров с Армянским патриархом. Они также допускают, что уже тогда Парфений мог общаться с российскими дипломатами и знать того же Ивана Ивановича Неплюева (1693–1773 гг.), которого он упоминает в своём донесении 1745 г., а также познакомиться с Алексеем Андреевичем Вешняковым (1700–1745 гг.), который с 1729 г. состоял помощником русского резидента в Константинополе. В 1737 г. престарелый Иерусалимский патриарх Мелетий отрёкся от престола, указав на Парфения как на своего преемника, и с этого времени Парфений пребывал в Константинополе или в Дунайских княжествах. Осенью 1739 г., после окончания русско-турецкой войны, в Стамбуле возобновило работу российское дипломатическое представительство во главе с резидентом А.А. Вешняковым. Исследователи считают, патриарх и резидент довольно быстро вошли в общение. Сохранились документы середины XVIII в. «Выписка о тайных российскому двору в Константинополе приятелях, и о назначении им денежных пенсий». Самое раннее сообщение в этом деле – отрывок из секретного приложения к реляции А.А. Вешнякова от 25 октября 1742 г. с перечнем тайных российских агентов. А.А. Вешняков делил их на три группы: лица, получавшие постоянное жалованье; те, кому платили «сдельно», в зависимости от ценности оказанных услуг; те, кто работал безвозмездно. Последнюю категорию составляли почти исключительно греки, «которые токмо по единоверию часто уведомляют о многих полезных делех к интересам российским». В этой группе осведомителей в самом конце списка фигурирует и Иерусалимский патриарх Парфений («також по доброхотству сообщает знатные известия, но ныне он в отсутствии для собрания милостины на оплату долгов Гроба Господня»). Впрочем, категория «без всякого воздаяния доброжелательствующих» меньше всего отражена в дипломатической документации.

 



 
PR-CY.ru