ПАИСИЙ - Страница 3

В 1657 г. «корона» была переделана мастером Лоизосом (его имя указано в надписи на митре), который придал убору «традиционную форму греческого святительского головного убора», после чего митра была вложена в храм Гроба Господня. Известия же о слухах, будто бы митра переделывалась в царский венец, распространявшиеся армянами в обстановке обострившейся борьбы за Святые места в Иерусалиме, не позволяют исследователям видеть в этой истории какую-либо связь с отношениями греческого мира и России. Тем не менее, они считают, что именно Лоизосу Иерусалимский патриарх Паисий доверил изготовление митры, сохранившейся в ризнице храма Воскресения. Отождествление работавшего при русском дворе мастера-грека с Лоизосом, ранее изготовившим митру Паисия Иерусалимского, и предположение о том, что привезённые Иваном Юрьевым саадак и бармы, а также панагия с Воскресением могли быть созданы мастерами, к кругу которых принадлежал Михалаки Франдзис, позволяет исследователям сделать заключение, что замечательные памятники ювелирного искусства греков середины XVII в. из музейных коллекций Москвы, из ризницы храма Воскресения в Иерусалиме и некоторых других собраний следует изучать в совокупности. Их мастера выполняли и заказы русского двора, и заказы высших иерархов Восточной церкви. Деятельность же тесно связанных с иерусалимским святителем греков по подготовке царских регалий (в их числе – саадак с надписями, уподобляющими русского царя Константину Великому и призывающими его выступить «с сим оружием на погибель врагов», скипетр и держава, бармы) явно обеспокоила османское правительство и вызвала распространение слухов об участии самого патриарха в подготовке венца для русского государя. Масштабные работы по изготовлению предметов царского обихода и царских регалий, для которых был необходим материал, их щедрая оплата в России, возможно, являются причинами того, что Паисий Иерусалимский решился снять и драгоценные камни со своей митры. Для того чтобы продвинуть архимандрита Никона, патриарх Паисий обратился к царю с прочувствованной речью, в которой упоминал о талантах и способностях этого священника, а также отметил, что этот человек поможет им во многих церковных и государственных делах. После этого будущий русский патриарх принимает сан Новгородского и Старорусского митрополита. Иерусалимский патриарх Паисий возглавил и его епископскую хиротонию. Как и следовало ожидать, он от всего сердца благодарит правителя России и просит почтить своего протеже священной мантией. Как отмечают историки, известный в мировых церковных кругах Паисий Иерусалимский просил только за этого русского священника. Своими беседами он помог зародиться в сердце русского священника росткам «грекомании» и привил взгляды, присущие Восточному патриархату, хотя на самом начальном этапе его слова выглядели неубедительными для будущего патриарха, который находил в них очень много неточностей и несоответствий. Так, например, будущий Патриарх всея Руси Никон высказывал недоверие к словам Паисия, в которых тот утверждал, что «Русь крестилась от греков». Дело в том, что крещение русские приняли в Палестине, а там коренным населением являются арабы и евреи. Русский архимандрит утверждал, что в состав Греческой церкви входят государства южной Европы, на что у Паисия не нашлось ответа. Но всё же Паисий утверждал, что греческие церковные издания выгодно отличаются от русских церковных книг. Не хотел Никон видеть преимущества Греческой церкви и в её долгой истории, и во множестве реликвий, которыми она обладала. На все доводы Паисия он парировал такими доказательствами, что и в Русской церкви можно найти много замечательных традиций и древних рукописей. После таких бесед Никон сам обратился к греческому народу с речью, в которой говорил, что, не являясь начальным источником православия, сегодня Русская церковь является первой в духовном мире, тогда как греческое православие отошло на второе место. Конечно, несколько позже будущий патриарх поменяет свою точку зрения, но сделает это с подачи совсем другого представителя греческого православия. Вместе с Константинопольским патриархом Иоанникием II (1646–1648, 1651–1652, 1653–1654, 1655–1656 гг.) Паисий Иерусалимский послал циркуляр: «Пусть даёт каждый христианин дар одной белой (монеты) каждую неделю от трудов недели …в те ящики, которые отправит его Блаженство и его комиссары, установив для этого смотрителей». В другом циркуляре он говорит «как бродяга бродит с места (земли) на место, выпрашивая милостыню у православных, дабы спасти Святой Гроб». Скончался Паисий Иерусалимский в 1660 г. на острове Кастелоризо.



 
PR-CY.ru