ПИРР I

ПИРР I – Константинопольский патриарх в 638–641 гг. и в 654 г., монофелит. В первый период патриаршества активно добивался религиозного единомыслия в империи на основе монофелитского догмата, закреплённого императорским указом «Экфесис». Пирр I не только признал этот документ, но и отослал его к Александрийскому патриарху Киру, который принял его с восторгом. После смерти императора Ираклия I (610–641 гг.) наступили смуты. Сначала на престол вступил сын Ираклия I от первой супруги, Константин, но продержался на престоле только 103 дня и, как подозревала народная молва, был отравлен второй женой Ираклия I Мартиной. Но и сама Мартина, которая стала править от имени своего сына Ираклия II (Константина II; 641 г.), вместе с ним пострадала через шесть месяцев после этой смерти. Престол перешёл к внуку Ираклия I, сыну его старшего сына Константину III (642–668 гг.). Пирр I был низложен, а на его место вступил Павел II (641–653 гг.). Некоторое время он проживал в столице как частное лицо. В Риме надеялись, что политика Ираклия I будет брошена. Папа Римский Теодор I (642–649 гг.) стал требовать от Павла II уничтожения «Экфесиса», но оказалось, что политику Ираклия I поддерживали во всей силе и при Константине III. Отношения между Римом и Константинополем становились всё более натянутыми. Павел II ясно высказал свои монофелитские убеждения, за что Теодор I объявил его низложенным. Между тем в 643 г. на Востоке состоялся Собор епископов, принявших сторону Рима. Они писали Римскому епископу, что давно соединились бы с ним, но надеялись, что смуты уладятся сами собой; теперь же они просят осуждения монофелитства. Осуждённый по просьбе папы Римского за монофелитскую ересь,  Пирр I оказался в Африке, где в это же время пребывал и монах Максим Исповедник (582–662 гг.), советник карфагенского экзарха по религиозным вопросам, защищавший православие. Считавшийся до 645 г. главным теоретиком монофелитства, Пирр I, находясь в ссылке в Карфагене, принял участие в знаменитом публичном диспуте с Максимом Исповедником, в результате которого признал себя побеждённым и публично отрёкся от монофелитства. Материалы этого диспута представляют собой неофициальную версию появления монофелитства. Из этого источника исследователи делают вывод, что монофелитское движение было заранее подготовлено и обсуждено Сергием I (610–638 гг.). Максим Исповедник, когда в беседе с ним экс-патриарх заметил, что мир в церкви нарушен Софронием, ответил: «Если всё дело из-за Софрония, то почему монофелитство началось оттуда, куда и не ступала нога Софрония? Где был Софроний, когда Сергий общался с Феодором Фаранским, послал ему письмо патриарха Мины (536–552 гг.) и спрашивал о содержащемся в нём мнении о едином действии и единой воле? Где был Софроний, когда Сергий обращался к Павлу Одноглазому, отправив и к нему письмо Мины и заявление о согласии с этим письмом Феодора и своём, или когда Сергий просил через письмо Георгия Арсу, павлианиста-монофизита, прислать ему изречения отцов о едином действии, заявляя при этом, что на основании их он устроит единение между церковью и монофизитами?»

 



 
PR-CY.ru