ПРОПОВЕДЬ - Страница 3

Профетия была пророчеством в том смысле, в каком это служение в церкви вообще определяется в богословии. Будучи также даром Святого Духа, оно в психическом отношении является более спокойным и сознательным проявлением, чем экстаз глоссолалии, энтузиазма, при котором проповедник не утрачивал самообладания и говорил стройной и общепонятной речью. Дидаскалия – вид учительства по преимуществу рефлективного. Она произносилась под управлением разума, содержала в себе рассуждения и доказательства и действовала не только на чувство, но и на логическое восприятие. По мере того как христианское общество осваивалось с новым учением, усваивая его не только чувством, но и логической рефлексией, первоначальный экстаз и энтузиазм учителей уменьшался, и уже при апостолах дидаскалия преобладала. Но в церкви и после того продолжали существовать и глоссолалы и профеты (о них говорят Иустин, Мильтидат, Ириней, Евсевий), и никогда глоссолалия и профетия апостольских времён не прекращалась полностью в церковной проповеди, как её понимали Отцы церкви. В православной и католической проповеди (как и в иудаизме) её тематика обычно приурочивается к годовому кругу богослужения и может включать агиографию (т.е. образцы аспектов святости). Несколько иной характер носит классическая протестантская модель проповеди, строящейся на развёрнутом толковании библейских текстов, тематика которых обычно избирается проповедником самостоятельно (ещё инициатор Реформации Мартин Лютер установил, что проповедь должна строиться только на Писании, без постбиблейских авторитетов). Кроме того, проповедь для реформационной теологии приобретает важнейшее значение как критерий истинности церкви. В более поздних протестантских традициях она становится служением, доступным для всех верующих, во многих деноминациях также и для женщин (что особенно характерно для неопротестантизма). Наиболее распространённой в современном протестантизме является евангелизационная модель проповеди, развившаяся в ривайвелизме и имеющая целью призвать к покаянию неверующих или людей, отошедших от церкви. В целом, на Западе проповедь достигает расцвета в XVII – первой половине XVIII вв. – как в католицизме после Тридентского собора (1545–1563 гг.), так и в пуританизме (У. Перкинс, Р. Бакстер, Т. Брукс, Д. Флейвел и др.), затем в ривайвелизме (Д. Уайтфилд, Д. Эдвардс, Г. Теннент, Р.М. Макчейн), а также в пиетизме (Ф. Шпенер, А.Г. Франке, Н.Л. фон Цинцендорф) и методизме. В западной традиции проповедью и миссионерской деятельностью занимались монашеские ордена францисканцев, доминиканцев и иезуитов. Завоевание новых континентов в XVI в. вызвало необходимость в основании (1622 г.) конгрегации De propaganda fide (Для распространения веры) для руководства евангелизацией язычников. В XIX в. под воздействием процесса колонизации увеличилось число миссионерских конгрегаций (например, Отцы Святого Духа) и миссионерских протестантских обществ (например, Парижское общество евангелических миссий). В Русской православной церкви возрождение проповеди связывается с именами выпускников Киево-Могилянской академии, прежде всего Феофана Прокоповича (1681–1736 гг.), активного деятеля петровской церковной реформы. В восточных религиях, чуждых идее Откровения, проповедь как жанр не формализован или вообще отсутствует.



 
PR-CY.ru