Словарь по христианству П ПРОКОПИЙ

ПРОКОПИЙ

ПРОКОПИЙ (V–VI вв.) – важнейший историк ранней византийской эпохи. Родился в Кесарии Палестинской. Получив отличное риторическое и юридическое образование, переселился в столицу и занял (в 527 г.) место секретаря и юрисконсульта при полководце Велисарии, которого сопровождал в 533 г. в походе против вандалов. В 536 г. Прокопий сопутствовал ему в походе в Италию против готов, а затем на Восток, против персов. Год смерти Прокопия неизвестен; исследователи предполагают, что он скончался в шестидесятых годах VI в. Этим почти исчерпываются скудные биографические сведения о нём. На царствование Юстиниана I Великого (527–565 гг.) приходится недолговечный, но внешне импозантный расцвет государственности, поэтому при его дворе процветают историография и эпиграмма, живущая пафосом наследственной культуры. Историк Прокопий Кесарийский был самым значительным прозаиком этой эпохи. Из его сочинений важнее всего состоящая из двух неравных частей «История» в восьми книгах, более известная под названием «История войн Юстиниана». События здесь изложены не в хронологическом порядке, а по странам, как у древнеримского историка греческого происхождения Аппиана (около 95 – после 170 гг.): в первых двух книгах рассказано о войнах с персами, в третьей и четвёртой – о войнах с вандалами, в пятой, шестой и седьмой – о войнах с готами (эта часть «Историй» появилась около 550–551 гг.). Восьмая книга, изданная автором после 554 г., является как бы приложением к первым семи книгам и посвящена общему обозрению событий до этого года. Прокопий далеко выходит за рамки военной истории; его труд исследователи признают драгоценнейшим памятником эпохи Юстиниана. Раньше они ошибочно считали «Историкон» обширной биографией Велисария; если фигура полководца и занимает центральное положение в рассказе, то это объясняется его выдающимися заслугами и громадной популярностью. Но те же самые условия деспотизма, которые порождают официальную литературу, с необходимостью требуют и её противоположности – скандальную хронику двора, вбирающую в себя злейшие антиправительственные анекдоты и слухи. После смерти Прокопия была издана составленная около 550 г. едко-сатирическая «Тайная история» (Historia arcana), которую исследователи считают очень интересной, хотя и не всегда свободной от преувеличений, разоблачений различных сторон придворной жизни и политики того времени. В этом сочинении автор в чрезвычайно мрачных красках рисует деспотизм Юстиниана и развращённость Феодоры; достается также Велисарию и его жене. Эти яростные нападки производят на исследователей странное впечатление при сравнении со сдержанным тоном «Историй»: образ государя двоится. В официальных трактатах – это мудрый отец своих подданных, великий строитель христианской державы, в «Тайной истории» – садист, демон во плоти, окруживший себя  негодяями и взявший в жёны развратнейшую из женщин. Они предполагают, что это – тайные мемуары Прокопия, в которых он давал выход чувству негодования, долго скрывавшемуся по понятным причинам под маской лести и восхваления. Со времени первого издания «Anecdota» (Alemannus, 1623 г.) до последнего времени в учёной литературе не прекращался спор о достоверности содержания этого трактата и об авторских правах Прокопия. Поскольку в этом споре приняли участие католические патеры и их противники протестанты, а потом к нему присоединились и юристы, то спор принял тенденциозный характер. Паписты отстаивали достоверность «Anecdota» из нерасположения к одной из крупнейших фигур православного Востока; протестанты оппонировали им под давлением реформационной борьбы; юристы из преклонения перед законодательным и политическим гением Юстиниана с негодованием отвергали резкие и часто грязные разоблачения (Alemannus, Монтескьё, Гиббон, Тейфель стояли за подлинность «Anecdota» и достоверность приводимых там фактов).

 



 
PR-CY.ru