ПЛАТОН, Левшин Петр Егорович - Страница 6

Присутствовавшая на богослужении императрица подошла к месту упокоения Петра Великого и положила у его гробницы взятый при Митилене флаг турецкого адмирала со словами: «Твоя от твоих тебе приношу». После этого Платон в своей речи, перечислив заслуги Петра, неожиданно для всех сошел со своей кафедры, подошел к его гробнице и, касаясь лежащего на ней покрова, стал громко восклицать, обращаясь к Петру как к живому: «Восстань теперь, великий монарх, отечества нашего отец, взгляни на плоды твоих трудов... Флот, тобою устроенный, уже не на море Балтийском, не на море Черном, не на океане Северном. Он – на море Медитерранском, в странах восточных… Слушай, мы говорим с тобой, как с живым» и т.д. Стоявший тут наследник, как сам впоследствии рассказывал, «испугался, что прадедушка встанет», а известный остряк того времени, граф А.Г. Разумовский сказал стоявшим рядом: «Чого вин его кличе? Як встане, то всем нам достанетця». Этот ораторский прием для специалистов русской проповеднической литературы не кажется оригинальным, а лишь подражанием знаменитому Слову митрополита Илариона перед гробницей св. Владимира.  Платон издавна собирал материалы для своей «Краткой Российской церковной истории», поэтому мог знать Слово Илариона, восхищаться им. Но императрице речь Платона очень понравилась. Она приказала перевести ее на европейские языки и разрекламировать на весь мир. Французский перевод она велела отправить Вольтеру, и тот, льстивший  императрице, отозвался о ней с похвалой. Речей, прославляющих Отечество, победы российского оружия, было произнесено Платоном немало, но все же главной темой Слов было прославление императрицы и всего августейшего семейства. И не только потому, что таковой была традиция: царствующую особу прославляли безмерно. Платон же превзошел самых ретивых, назвав ее в одной из своих речей «матерью Господа нашего». Даже при всей аллегоричности данного выражения это превышало все пределы. Но ведь нравилось, и весьма. Екатерина II, как известно, была честолюбива. В ответ – почести, награды, карьера на духовном поприще. Петербургская жизнь ввела Платона в круг самого избранного общества. Теперь он, отчасти по необходимости, изучил и французский язык. Искусно и твердо отстаивая свои религиозные убеждения среди придворных вольтерьянцев, Платон умел тактично и находчиво ладить с окружающими. Он принимал, вместе с важнейшими духовными особами, участие и в некоторых правительственных трудах. Так, вместе с псковским епископом Иннокентием и тверским епископом Гавриилом он дал отзыв об известном «Наказе» императрицы, а в 1766 г. составил изданное затем Синодом «От православно-католические восточные Христовы Церкве увещание бывшим своим чадам, ныне недугом раскола немоществующим». Но жизнь при дворе, в самой гуще событий в имеющейся литературе и документах о Платоне отражена менее всего. И в известных «Записках Екатерины II», где, в частности, она дает характеристики многих лиц из ее окружения, о Платоне ни слова, хотя он был личностью блестящей, наставником ее сына, и большая часть его опубликованных проповедей сказана была им в придворной церкви, в присутствии царствующей особы и часто была ей адресована. Правда, секретарь Екатерины II в его записках сохранил ее отзыв о Платоне: «Блудлив как кошка, труслив как заяц». Исследователи объясняют это тем, что церковь и то, что с ней было связано, занимало свое место, прежде всего, в официальной жизни двора, да и самой императрицы – не более того. В неофициальных же беседах подтрунивание над религией предосудительным не считалось, более того, это было чуть ли не свидетельством «современных взглядов». Одним из подтверждений этого служит следующий факт. В 1773 г. по приглашению императрицы в Петербург приехал Д. Дидро, один из самых выдающихся философов-энциклопедистов, находившийся тогда в зените европейской славы. Хорошо были известны и его сочинения антиклерикальной направленности.

 



 
PR-CY.ru