ПЛАНУД Максим

ПЛАНУД Максим (около 1255 – около 1305 гг.) – византийский интеллектуал, переводчик. Имя при крещении – Мануил или Михаил. После пострига в 1283 г. посвятил себя преподаванию в основанной им школе. Копиист рукописей и писец императорского скриптория (1283 г.). Позже, хотя и был игуменом монастыря на горе Авксентия, жил в Константинополе и преподавал в монастыре Хоры и Акаталилта (1301 г.). Периодически выполнял дипломатические поручения: так, в 1296 г. в составе императорского посольства как знаток латинского языка ездил в Венецию. Правление императоров Михаила VIII (1259–1282 гг.) и Андроника II (1282–1328 гг.) Палеологов, при которых жил Плануд, было временем собирания и толкования того, что сохранилось от древнегреческой литературы. Плануд – автор схолий к Гесиоду, Софоклу и Еврипиду, Фукидиду и Аристофану, а также различных сочинений духовного содержания. Он знаменит как своими переводами латинских сочинений – богословских (Августин, Псевдо-Киприан), литературно-поэтических, философско-этических (Овидий, Цицерон, Ювенал, Макробий, Боэций), – так и разработкой принципов внутренней критики текстов. В отличие от переводов учёного грека XIV в, латиниста Димитрия Кидониса (1324–1398 гг.) его переводы на греческий язык светских римских авторов отличались прекрасным литературным стилем и точностью содержания (в первую эпоху гуманизма они служили руководством для изучения греческого языка). Благодаря его переводам латинских богословских сочинений (Августина, Фомы Аквинского и др.) Византия впервые непосредственно познакомилась с латинской теологией. К трудам Плануда в области богословия относится сочинение об исхождении Св. Духа, написанное против латинян. Ему приписываются также трактаты об истине и о силе молитвы, житие Константинопольского патриарха Арсения, похвальное слово мученику Диомиду, толкование на одно место из Евангелия от Матфея, речь на положение Христа во гроб, похвальное слово апостолам Петру и Павлу, канон св. Димитрию, несколько стихир и др. Среди научных трудов Максима Плануда видное место занимают его схолии и «издания» греческого поэта конца античности Нонна Панополитанского, Плутарха, византийского писателя, ученого и экзегета Арефы Кесарийского (около 850 – около 932 гг.), его учебник арифметики («Так называемый великий счет согласно индийцам»), где цифры записываются в восточно-арабской форме, его сочинение «Василикос», где развивается концепция вселенской империи, его сборник эпиграмм («Антология Плануда» в 2400 «главах»). Комментировал также «Начала» Евклида, «Арифметику» Диофанта, «Географию» Птолемея (был фактически «открывателем» Птолемея для Византии), сочинения Феокрита, Пиндара и др. В письмах он обсуждал различные стороны церковной и гражданской жизни, характеризовал интеллектуальную элиту своего времени.

 
PR-CY.ru