Словарь по христианству П ПИТИРИМ

ПИТИРИМ

ПИТИРИМ – священномученик, епископ Пермский с 1447 г., обративший в христианство многих вогуличей (манси), за что и был убит в Усть-Выме их вождем Асыком в 1455 г. Святитель Питирим был уроженцем города Ярославля. В первые годы иноческой жизни был наставляем неким великим старцем Кириллом. С 1440 г. – архимандрит Московского Чудова монастыря. В 1440 г. крестил новорожденного наследника Василия II Темного (1415–1462 гг.) – будущего великого князя Ивана III (1440–1505 гг.). Епископом Пермским Питирим был хиротонисан между 1441 и 1447 гг. (Вычегодско-Вымская летопись датирует его поставление 1444 г.). В 1447 г. епископ Пермский вместе с другими иерархами составлял увещевательное послание великому князю Московскому Дмитрию Шемяке (епископ Питирим был его последовательным противником). О мучениях, которые претерпел владыка в Устюге от Шемяки, упоминает его житие. В Москве епископ Питирим оставался до конца 1448 г., 15 декабря в числе других представителей высшего духовенства участвовал в поставлении епископа Рязанского Ионы в митрополита Московского и всея Руси. Его деятельность в Пермской епархии в основном была направлена к обращению в христианство неправославных народностей. Питирим приложил много сил к церковному устройству вновь просвещенных мирных племен (зырян и др.). После одного из их опустошительных набегов вогуличей под предводительством Асыка, Питирим раздал пострадавшим привезенные из Москвы дары, и по его ходатайству великий князь уменьшил получаемую с них дань. Не обращая внимания на лишения и опасности, святитель посещал самые отдаленные концы своей епархии, и не только зыряне, но и вогуличи, кочевавшие по притокам Печоры, начали принимать крещение. Видя успех его проповеди, часть воинственных вогуличей решили убить Питирима. В воскресный день 19 августа 1455 г. после литургии святитель в сопровождении клира и народа, с иконами и хоругвями, отправился на мыс, образуемый слиянием рек Выми и Вычегды, для совершения водосвятного молебна. В это время на них устремилась толпа, и первой жертвой пал Питирим, убитый их предводителем Асыкой. Сорок дней, пока не был получен ответ из Москвы, его тело оставалось в срубе, сооруженном на месте мученической кончины. Говорят, что, несмотря на знойный август, тление его не коснулось. Святитель был погребен в Усть-Вымском Благовещенском кафедральном соборе возле своего предшественника, святителя Герасима (ум. около 1449 г.; память 24/6 февраля, 29 января/ 11 февраля). Память преставления его была внесена в устав уже в 1522 г., а с 1607 г., по благословению Патриарха Московского и всея Руси Гермогена, был написан образ трех Пермских святителей и помещен над их мощами в Благовещенском соборе в Усть-Выми. С этого же времени была установлена общая память их 29 января/11 февраля. В 1649 г. в Вологде в честь трех Пермских святителей был воздвигнут храм. Питирим составил «Краткое описание жития св. Алексея», напечатанное в «Духовном вестнике» за 1862 г. и в «Никоновской летописи», а также канон на обретение его мощей. Если верить местным преданиям, святитель Питирим читал по-гречески и был незаурядным оратором; перед смертью он обратился к своей пастве с утешительным и напутственным словом. Сохранилась рукопись, вложенная Питиримом в Благовещенский собор в Усть-Выми, как сообщает запись по листам, сделанная в XVI в.

 
PR-CY.ru