Словарь по христианству П ПИСИДА Георгий

ПИСИДА Георгий

ПИСИДА Георгий (до 600 – между 631 и 634 гг.) – византийский поэт, диакон, скевофилак (сосудохранитель) и референдарий (докладчик в присутствиях, министерствах) Софийского собора, гимнограф, полемист. Писал ямбическими триметрами стихотворения о разных предметах, преимущественно исторических. Прославился поэтическими панегириками как военно-исторического, так и духовного содержания. Принадлежал к окружению императора Ираклия (610–641 гг.), вместе с которым в 622–623 гг. участвовал в войне против персов. Эти события он описал в пространной (1088 стихов) поэме «О походе царя Ираклия на персов». Императору Ираклию посвящена также 3-частная поэма, названная по имени правителя «Ираклиада, или О совершенном поражении Хосроя – царя персидского», связанная с триумфальным возвращением Ираклия в Константинополь из персидского похода в 630 г. Это сочинение дает представление о византийской концепции распространения власти христианского императора над побежденным им сасанидским Ираном. В одном из стихов (89 ямбов) Георгий Писида прославлял прибытие императора в столицу из Африки. Другое стихотворение подобного содержания (около 170 стихов) адресовано защитнику столицы патрицию Вону. Важнейшим памятником, связанным с историей аваро-славянской осады Константинополя в 626 г., является 541 стих поэмы-панегирика «На нашествие варваров и на их поражение». Это сочинение давало в прошлом основание видеть в нем одного из авторов акафиста Пресвятой Богородице, который был написан вскоре после отражения аварской угрозы столице империи. Будучи приближенным к Константинопольскому патриарху Сергию I (610–638 гг.), Георгий Писида, особенно во второй половине жизни, обратился к духовной поэзии. К этой области принадлежат его стихотворения на воскресение Христа («Песнь святому Христову Воскресению»), на Воздвижение Святого Креста, о суетности жизни («Ямбы о суете жизни», «О человеческой жизни»), догматико-полемическое «Опровержение нечестивца Севира». Широкую популярность получила философско-богословская поэма «Шестоднев, или Миротворение» о сотворении мира. Она была написана по совету патриарха Сергия I и дошла до нас не в полном объеме. Это – мистическое произведение, содержащее в себе различные сведения о природе, заимствованные из сочинений древних языческих и христианских писателей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Аристотеля, Платона, Плутарха, Овидия, Плиния Старшего, Элиана, Порфирия и др.). Особенно много заимствований сделано из сочинения Элиана «De natura animalium» («О природе животных») и других трактатов этого писателя. Георгий Писида писал о человеке, его естестве и бытии, о чувствах, а также о растительном и животном мире. По содержанию эта поэма представляет собой много сходства с «Христианской топографией» Козьмы Индикоплова: христианское мировоззрение и здесь смешано с различными учениями языческого происхождения. Подобно Козьме Индикоплову, Писида пускается в полемику против мнений некоторых языческих философов, например, Аристотеля и Прокла. Первое издание «Шестоднева» Писиды сделано Морелем в Париже в 1585 г. Его «Шестоднев» сыграл важную роль и в истории древнерусской литературы. В 1385 г. сочинение было переведено Димитрием Зографом (по-видимому, болгарином, жившим в России) на славянский язык («на русский язык», как сказано в примечании переводчика) в одном из балканских книжных центров. В XV в. русские списки поэмы еще редкие, но в XVI в. она получает большое распространение, ее правописание теряет среднеболгарские черты. Она попадает в Четьи-Минеи митрополита Макария, ее отдельные подробности заносятся в азбуковники. Некоторые произведения Георгия Писиды сохранились в рукописной традиции и изданы под именами других авторов (например, Мануила Фила). Михаил Пселл в XI в. приравнивал лучшие из произведений Георгия Писиды к шедеврам Еврипида.

 
PR-CY.ru