Словарь по христианству П ПИМЕН

ПИМЕН

ПИМЕН – архимандрит переяславского Горицкого монастыря, претендовавший на кафедру русской митрополии в 1380–1389 гг. Летом 1379 г. нареченный митрополит Михаил (Митяй), бывший коломенский поп и любимец князя Дмитрия Ивановича (1369–1389 гг.), спешил на поставление к Константинопольскому патриарху, но, приближаясь к Царьграду, скоропостижно скончался. Его внезапная смерть послужила невольным поводом к печальной смуте на кафедре русской митрополии, оказавшей влияние на отношения русской церкви и к грекам, и к своей собственной государственной власти. Русское посольство, сопровождавшее нареченного митрополита в Царьград, не стало ждать дальнейших указаний великого князя и самовольно решило избрать кого-нибудь из имеющихся архимандритов на место умершего Михаила и представить его патриарху для посвящения. В посольстве было три архимандрита: Иоанн московского Петровского монастыря, Пимен – переяславского Горицкого монастыря и Мартиниан – одного коломенского монастыря. Спор возник из-за первых двух и решился в пользу Пимена. Историки до сих пор данное происшествие считают странным: Константинопольской патриархии было прекрасно известно, что великим князем на поставление посылался Михаил, которого сам патриарх приглашал письменно. Следовательно, было известно, что Пимен был избран без ведома Москвы. С другой стороны, послам было хорошо известно, как будет гневен князь в случае получения (по их милости) нежеланного человека на митрополию: греки могли припугнуть посольство своим правом вновь назначить грека или даже прежнего своего ставленника – митрополита Киприана, тоже прибывшего в Царьград со своими претензиями. Тут же был и Дионисий Суздальский, который был принят в патриархии и истолковал русское положение в свою пользу. Поэтому терять время было рискованно. С посольством в Константинополь прибыла богатая митрополичья казна, упускать которую из своих рук тамошним властям было не выгодно, но и завладеть ей можно было только участием в выборе послов кандидата на митрополию. Поэтому исследователи считают весьма вероятным, что инициатива возведения Пимена в митрополиты принадлежала не русским послам, у которых не было желания оказаться преступниками в лице великого князя, а патриаршим чиновникам, которые сумели обольстить послов перспективой наживы и обещались избавить их от ответственности перед князем принятием всей вины посвящения Пимена на патриарха. Чтобы было ради чего рисковать, они согласились увеличить обреченную на дележ наличность посредством бесцеремонного займа у местных банкиров на имя московского князя огромной суммы свыше 20 тыс. гривен серебра (свыше 2 млн. золотых рублей). Поживившись так щедро в кредит московского князя, обе заинтересованные стороны постарались различными способами обезоружить всех опасных свидетелей их деяния. Прежде всего, запротестовал петровский архимандрит Иоанн, которому не удалось занять положение Пимена. Его посадили в железные оковы, морили голодом и грозились бросить в море. Суздальский епископ Дионисий (самостоятельный искатель русской митрополии) до времени молчал, потому что получил титул архиепископа. Сильнее всех факт поставления Пимена задевал митрополита Киприана, но, как видно исследователям из соборного деяния об этом поставлении 1380 г., его заставили замолчать угрозой изгнания из пределов Руси, как неканонически поставленного еще при жизни святителя Алексия.

 



 
PR-CY.ru