Словарь по христианству П ПИЙ XI

ПИЙ XI

ПИЙ XI (Амброджио Дамиано Акилле Ратти) – папа Римский с 6 февраля 1922 г. по 10 февраля 1939 г. Родился 31 мая 1857 г. в Дезио (Италия) в семье владельца небольшой шелкопрядильной фабрики. По другим версиям, был сыном крупного фабриканта, сколотившего состояние темными махинациями. Окончил духовную семинарию и Григорианский университет в Риме, получив степень доктора философии, богословия и церковного права. В 1879 г. Ратти принял сан священника, с 1882 по 1888 гг. преподавал в семинарии Падуи и считался крупным знатоком древних и средневековых церковных рукописей. Любовь к палеографии привела к тому, что он оставил семинарию и поступил на службу в Амброзианскую библиотеку в Милане, за что позже был прозван «библиотекарем», а также «альпинистом» (за приверженность к этому спорту), «молодым стариком» и «папой иезуитов» (за благосклонность к ним). В 1911 г. по приглашению Пия X (1903–1914 гг.) Ратти переехал в Рим, став вице-префектом, а затем префектом Ватиканской библиотеки. В 1918 г. в его карьере произошел резкий поворот. Он попросил Бенедикта XV (1914–1922 гг.) назначить его на должность апостольского визитатора в Польше и Литве. Блестяще справившись с работой, Ратти был повышен до звания нунция, а в октябре 1919 г. получил титул архиепископа. В 1920 г. он проявил личную храбрость, отказавшись покинуть Варшаву перед наступавшими отрядами Красной Армии. В июне 1921 г. его отозвали в Италию, назначили архиепископом Милана и кардиналом, а уже в начале 1922 г. он был избран папой под именем Пия XI. Первым делом новый папа восстановил обычай обращения к верующим с балкона Папского дворца с благословением «Urbi et orbi» (его предшественники отказались это делать после потери Папским государством суверенитета). Возобновление традиции означало, что Ватикан стремится к восстановлению прежнего авторитета папства. Пий XI оказался человеком энергичным и трудолюбивым. Прежде всего, он установил, чтобы конклавы начинались через 15–18 дней после смерти очередного понтифика с тем, дабы все кардиналы имели возможность прибыть на этот церковный форум. В декабре 1922 г. Пий XI объявил о создании движения «Католическое действие», деятельность которого направлялась из Ватикана и была призвана проводить в жизнь принципы католической социальной доктрины в духе папских энциклик, противодействовать влиянию социализма и коммунизма в рабочей среде. Осудив «исключение Бога из жизни общества» (1922 г.), папа выступил против светского либерализма (1923 г.), определил принципы католического учения о семье и браке (энциклика «Casti connubili», 1930 г.), установил католический праздник Христа-Царя (1925 г.), осудил контрацепцию. В отличие от многих предшественников, осуждавших демократию, Пий XI был более прагматичен, поддерживал разнообразные организации католиков-мирян. В 1933 г. в энциклике «Dilectissima Nobis» он обратился к республиканской Испании со словами, что церковь не привязана к той или иной форме правления, при условии, что ее права не будут ущемлены. Он также приводил доводы в пользу реконструкции экономической и политической жизни на основе религиозных ценностей. Развивая социальную доктрину католицизма в духе энциклики « Rerum novarum» папы Льва XIII (1878–1903 гг.), через 40 лет после ее опубликования издал свою энциклику «Quadragesimo anno» (1931 г.), в которой ратовал за соблюдение естественного права в общественно-экономических отношениях и за воплощение в жизнь корпоративного строя как самое близкое к принципам христианства решение социальных проблем, средство снятия социальной напряженности. Многие увидели в этой энциклике реверанс папства в сторону фашистского строя. Но Пий XI, лавируя в политике и нарушив обет затворничества, данный Пием IX, проявил желание примирения Ватикана с Италией. Взаимные симпатии папы и Муссолини привели к подписанию 11 февраля 1929 г. Конкордата с Италией («Латеранские соглашения»), согласно которому Святой престол получил суверенитет над территорией Рима в 0,44 кв. км, известной сейчас как Город-государство Ватикан.

 



 
PR-CY.ru