ПИЙ X - Страница 2

Пий X всячески способствовал развитию активности мирян, для этого учредил «Католическое действие» – организацию, объединяющую светские католические сообщества (профессиональные, женские, молодежные, спортивные и др.). Разрешил причащение детей 7-летнего возраста, поощрял ежедневное причастие и реформировал требы. В центре внимания Пия X была борьба с модернизмом, провозглашавшим необходимость обновления католической идеологии и приспособления ее содержания и языка к образу мыслей человека XX в. Модернисты стремились обновить католицизм, освободить его от средневековых суеверий и сделать более привлекательным для народа и интеллигенции. Папа осудил католический модернизм (приказал обязать всех священников давать антимодернистскую присягу, поощрял создание «Solidatium Pianum», сети антимодернистов-осведомителей) и либерализм (декретом «Lamentabili» и энцикликой «Pascendi Dominici gregis», 1907 г.). Учитывая пожелания правительств, Пий X значительно уменьшил число церковных праздников, перенеся их на воскресенье, а Жанну д,Арк причислил к блаженным. В 1904 г. он инициировал проведение реформы канонического права, а в 1907 г. – ревизию Вульгаты, осудил 65 тезисов модернистских заблуждений о природе церкви, толковании Библии, причастии и учении Христа (фактически это продолжение «Силлабуса» Пия IX). В 1908 г. папа реорганизовал Римскую курию, а также семинарии и монашеские ордены. В 1909 г. учредил «Acta Apostolicae Sedis» – официальное правительственное издание Апостольской столицы. В том же году папа создал Библейский институт в Риме, а в 1911 г. реформировал бревиарий (первоначально конспект, впоследствии – римско-католический молитвенник на латинском языке, содержащий псалмы, отрывки из священного писания отцов церкви, жития святых, гимны и др.; с XVI в. эти молитвенники стали обязательными для всех католиков), церковную музыку и пение (в частности, вернул в церковь так называемый григорианский хорал). Перед надвигающейся войной поддержки папы искали как Антанта, так и австро-германский блок. Свои симпатии Пий X отдавал последнему, полагая с его победой вернуть былое величие Ватикана во всей Европе. После революции 1905–1907 гг. папа скептически относился к возможностям императора Николая II (1894–1917 гг.). Он мечтал о поражении России в грядущей войне, чтобы еще раз попытаться подчинить славян католическому влиянию. При этом Пий X делал ставку на униатскую церковь во главе с архиепископом графом Андреем Шептицким (1865–1944 гг.), обосновавшемуся во Львове. Папа считал, что православие (как и протестантизм) есть порождение революционного духа, поэтому его также можно отнести к числу тех, кто способствовал развязыванию Первой мировой войны. В 1913 г. он пережил сердечный приступ, после чего ушел в тень. Его здоровье непрестанно ухудшалось, и 20 августа 1914 г. понтифик скончался. Похоронен в соборе св. Петра (Сан-Пьетро соборе). Предсмертной волей Пий X запретил бальзамирование своего тела. Несмотря на это, в 1944 г. его останки были найдены нетленными. Пий XII (1939–1958 гг.) в 1951 г. объявил Пия X блаженным, а 29 мая 1954 г. он был причислен к лику святых. Его имя носит оппозиционное Ватикану с 1988 г. «Священническое братство св. Пия X» (основатель – архиепископ Марсель Лефевр), не признающее литургических реформ второго Ватиканского собора. Литургическое воспоминание о Пие X – 3 сентября. См. также ПАПА РИМСКИЙ.



 
PR-CY.ru