ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 4

Знакомство Антония с этими пещерными монастырями у исследователей не вызывает сомнения, потому что он путешествовал на Восток. Но, допуская заимствование внешнего образца, они признают и тот факт, что пещерничество стало на Руси особым родом подвижничества из-за суровых климатических условий. Вероятно, считая невозможным существование в открытой наружной пещере, которая зимой заносилась снегом и не могла держать в себе тепла, Антоний углубился в землю. Этим достигалась некоторая защита от внешних стихий, но зато организм обрекался на крайне изнурительное существование среди вечной сырости, при отсутствии света и свежего воздуха. Таким образом, само проживание в подземных, нехарактерных для аскетической практики Востока, пещерах становилось подвигом. Пещерничество как специальный подвиг продолжалось и после Антония и Феодосия, когда монастырь уже был выстроен над землей, как это видно из примера преподобных Василия и Феодора, поселившихся в так называемой Варяжской пещере. В Печерском патерике есть и рассказы о том, что пещерничество соединялось с другим родом подвижничества – с затворничеством. Затворы были, судя по некоторым намекам летописи, и в других местах Киева, но в Печерском монастыре они находились в пещерах. Печерские затворники (Исаакий, Никита, Лаврентий, Иоанн) проводили в земле не только годы, но даже десятки лет. Кроме проявления разнообразного подвижничества Печерский монастырь выставлял и примеры страдания за веру и правду (Леонтий, Кукша, Евстратий). Жизнь Печерского монастыря была одним из крепких корней, которым приросло христианство на Руси. Поэтому автор «Похвалы» Феодосию, помещенной в Печерском патерике, вполне основательно ставит Феодосия за его иноческий подвиг наравне с крестителем Руси, т.к. он вместе со своим учителем Антонием первый показал русским людям путь полного отречения от всех прелестей мира, путь новой христианской жизни. Мощи преподобного Феодосия в 1091 г. были торжественно перенесены в построенную в 1089 г. Великую Успенскую церковь, а мощи других подвижников до XVII в. оставались в пещерных криптах. Мощи Феодосия находились в Успенском соборе до 1240 г., а при нашествии орд Батыя, из-за опасности поругания, они были спрятаны, и место их захоронения неизвестно. Имена и духовные подвиги печерских монахов, нетленные мощи которых почивали в пещерах, ко времени их обретения были еще на памяти у братии и кратко записывались на досках, прикрывающих погребения. С этих досок сведения о них впоследствии были переписаны и сохранились в Печерском патерике. На тех же досках писали лики угодников, многие из которых уже в первые десятилетия существования Печерской обители почитались как местночтимые святые. Феодосий был канонизирован в 1108 г. Печерский, а Антоний  – в 1133 г. В 1643 г. Киевский митрополит Петр (Могила) канонизировал 69 печерских подвижников. С этого времени Киево-Печерская Лавра становится главной отечественной святыней – русским Иерусалимом, центром паломничества верующих. Тогда же для большего удобства паломников обветшавшие пещеры были благоустроены. Узкие и обваленные коридоры укреплялись и расширялись таким образом, чтобы в них беспрепятственно могло разминуться два человека. Были реконструированы древние пещерные храмы: в Ближних пещерах – церкви во имя преподобного Антония Печерского и Введения Пресвятой Богородицы во храм, в Дальних – Благовещенская и Рождества Христова, а также устроены новые храмы: в Ближних – во имя преподобного Варлаама (1691 г.), и в Дальних – преподобного Феодосия Печерского (начало XVIII в.). На протяжении веков пещеры служили местом молитвы и аскетических подвигов монахов, хранилищем святынь и убежищем жителей Киева в годы лихолетий и иноземного нашествия. Не только в глубокой древности, но и в более близкие нам времена, когда Киеву угрожала опасность вражеских набегов, в пещерах Лавры укрывали православные святыни. Так, в 1978 г. в одной из крипт Ближних пещер археологи обнаружили замурованную бутылку с письмом, подписанным архимандритом Валерием (Устименко), бывшим с января 1942 г. настоятелем, а с 1944 г. – наместником Киево-Печерской Лавры (ум. в 1950 г.). В письме, датированном июлем 1942 г., сообщалось о том, что после возвращения в обитель братия нашла в ризнице Дальних пещер святые мощи великомученицы Варвары, cвященномученика Макария, митрополита Рафаила (Заборовского), находившиеся прежде в Софии Киевской и Владимирском кафедральном соборе. Киево-Печерская Лавра в 1930 г. была закрыта советской властью и возобновила свою деятельность в 1941 г., после оккупации немцами Киева. Вторично была закрыта в 1961 г., в период так называемых хрущевских гонений. С 1988 г. Киево-Печерская Лавра вновь была открыта для верующих как действующий монастырь, в пещерах возобновилось богослужение и молитва. До нашего времени сохранилась изначальная планировка лаврской застройки, прекрасно гармонирующей с рельефным ландшафтом правого берега Днепра. См. также КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА и ПЕЧЕРСКИЙ ПАТЕРИК.



 
PR-CY.ru