ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 3

Из-за постепенного ослабления истинно-монашеского устава поступающие средства на содержание монастырей становятся разнообразнее. Собственно ни о чем другом, кроме «дела рук своих», в монастыре не должно быть и речи. Но монахи пошли навстречу миру, и мир вовлек их в сеть своих экономических интересов. Организатор русского монашества еще был носителем истинно монашеского отношения к мирским предложениям и сначала противоборствовал посторонним подаяниям в его монастырь, но даже сам не смог сдержать своего принципа. Бояре, исповедуясь у него, приносили ему от имений своих на утешение братии и устроение монастыря («друзии же и села вдадуче на попечение им»). Из биографии Феодосия видно, что Печерский монастырь владел сёлами уже при его жизни. Последующие летописные известия говорят о богатых пожертвованиях монастырю, главным образом, со стороны князей, золотом, серебром и недвижимым имуществом. Князь Ярополк Изяславич (ум. в 1086 г.) пожертвовал Печерскому монастырю «всю жизнь свою (т.е. все частные жизни и имения), Небельскую волость, и Деревъскую и Лучъскую и около Киева», а его дочь подарила тому же монастырю «пять сёл и с челядью» и т.д. Вместе с крупными пожертвованиями от мира в монастыри притекали и другие статьи дохода. Вероятно, на Руси очень скоро привился греческий обычай, согласно которому, всякий, стремившийся быть погребенным с честью, покупал себе могилу обязательно в монастыре и делал туда, а не в приходскую церковь, взнос на помин души. Уже в домонгольское время распространилось поверье, окончательно окрепшее позднее, что «всякий, положенный в Печерском монастыре, будет помилован, хотя бы и грешен был». Надо думать, что бояре, наметившие себе еще при жизни известный монастырь как место погребения, благотворили ему деньгами и натурой. Из возможных родов благотворения монастырям есть упоминания об угощении монахов трапезами. Так, великий князь Ростислав Мстиславич во время великого поста приглашал к себе каждую субботу и воскресенье 12 печерских монахов и игумена на обед. После окончания поста он учреждал трапезу для всей братии и, кроме того, часто приглашал их к себе в среду и пятницу (именно в эти, а не в другие дни). Эти трапезы – не русское изобретение, а старый греческий обычай. Как видно из «Правила» митрополита Иоанна II, миряне на Руси не довольствовались угощением чернецов у себя в домах, а, при отсутствии нормальных монастырских порядков, часто задавали пиры в самих монастырях, стараясь превзойти друг друга роскошью яств и приводя с собой туда и своих жен. Что выходило из таких пиров, видно из другого артикула того же «Правила», который митрополит Иоанн начинает словами: «О еже во пирах питии, целующиеся с женами без смотрения мнихом и бельцем». Человеческие порядки вообще очень несовершенны, и если бы они обладали для всех непреодолимой силой, совершенствование было бы немыслимым. Но есть люди, одаренные незаурядными силами духа, которые находят возможность возвышаться над несовершенством порядков, над «заедающей средой», и становятся теми праведниками, существованием которых искупается грешный мир. Русское монашество в этом отношении сразу же начало свой золотой век: просияло выдающимися образцами сурового иноческого подвига. Аскеты Антоний и Феодосий Печерские пламенели такой ревностью, что способны были увлечь и других. Летописец под 1074 годом сообщает, что Антоний случайно нашел пещеру, выкопанную в холмистом берегу Днепра Иларионом, где и поселился. Несмотря на такую случайность, исследователи полагают, что пещерничество все-таки не является оригинальным русским изобретением. Одни полагают, что это – ирландское влияние, о чем свидетельствует, в частности, название пещеры – «Варяжская». Другие утверждают, что и Антонию, и Илариону был известен пример Востока, где иночество часто селилось в пещерах, которые были там сухими, высекались в каменных боках горных утесов, прекрасно защищали от ветра и служили (как и до сих пор служат) удобными жилищами для целых сельских и городских обществ.

 



 
PR-CY.ru