Словарь по христианству П ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ

ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ

ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ, Киево-Печерская Лавра в честь Успения Пресвятой Богородицы – ставропигиальный (не зависимый от епархиального управления) мужской монастырь Украинской православной церкви, один из важнейших, древнейших, крупнейших и знаменитейших монастырей на Руси. Он расположен на высоких холмах, между которыми пролег глубокий овраг, разделяющий его на так называемую Верхнюю Лавру, куда еще в XI в. перебралась основная часть братии, и Нижнюю, где находятся Ближние и Дальние Пещеры и странноприимный двор. Каждый из комплексов древней обители составляют несколько храмов, административных, жилых и хозяйственных построек. Пещеры на протяжении столетий являются главной достопримечательностью Печерского монастыря. Согласно преданию, в них подвизались основатели русского монашества. Само его начало было неблагоприятным для готовности следовать высокому образцу общежития, зафиксированного в уставе знаменитого Феодора Студита (составленного, правда, только в применении к его собственному константинопольскому монастырю). Русское монашество сразу же ознакомилось с льготными условиями общежительного устава, а энергичные попытки ввести на Руси строгий общежительный устав не увенчались успехом. Впервые пещеры Печерского монастыря упоминаются в «Повести временных лет» Нестора Летописца (начало XII в.). Основателем пещерного затворничества на месте будущей обители летописец называет священника Илариона, выдающегося государственного и церковного деятеля, подвижника и богослова, духовника Ярослава Мудрого, служившего в церкви Двенадцати апостолов в киевском предместье Берестове. Иларион избрал для молитвенного уединения живописный холм неподалеку от Берестова и подобно первым христианским подвижникам, выкопав в нем двухсаженную пещеру, затворялся в ней для молитвы. Он стал первым русским по происхождению митрополитом. После его избрания на Киевскую кафедру пещерка в Берестове опустела. В том же году в ней поселяется вернувшийся с Афона Антоний Печерский, положивший здесь начало монашескому деланию. Именно эту дату – 1051 год – Нестор указывает как год основания пещерной обители. Преданье гласит, что благочестие Антония привлекло в его пещеру последователей, в числе которых был и преподобный Феодосий, ставший впоследствии настоятелем монастыря и первоначальником общежительного монашества на Руси. Ученики Антония, поселившись подле него в пещере, выкопали для себя новые кельи, соединив их коридорами. В пещерах были устроены и первые храмы. Преданье гласит, что десять лет спустя, когда число братии достигло 12-ти человек, преподобный Антоний, всегда стремившийся к уединению, удалился на другой холм, где выкопал для себя новую пещеру, положив, таким образом, основание комплексу пещер, названных впоследствии Ближними (или Антониевыми). Первоначальные пещеры получили название Дальних (или Феодосиевых). С увеличением числа иноков пещеры стали тесны для братии, и они построили наземную церковь Успения Пресвятой Богородицы и кельи. После построения Печерской церкви культ Успения Богородицы распространился на Руси благодаря традиционному поклонению славян умирающему и дающему жизнь женскому божеству, а также потому, что время праздника (15 августа) совпадало с окончанием жатвы. Способствовала распространению этого культа и популярность самой Печерской церкви. Епископы, выходцы из Печерского монастыря, также внесли свою лепту в распространение культа Успения Богоматери. Число приходящих в обитель все увеличивалось, поэтому Антоний выпросил у великого князя Изяслава Ярославича всю гору над пещерой. Возникший монастырь получил название Печерского.

 



 
PR-CY.ru