ПЕЧЕРСКИЙ ПАТЕРИК

ПЕЧЕРСКИЙ ПАТЕРИК – один из известнейших памятников нашей древнецерковной письменности. Подобно другим Патерикам, он представляет собой сборник нескольких отдельных произведений. Назван Печерским по месту своего происхождения (Киево-Печерский монастырь). Ядром сборника послужили два послания, написанные в XIII в. Первое из них – послание бывшего киево-печерского инока, позже епископа Владимирского и Суздальского, Симона, к своему ученику и другу, киево-печерскому иноку Поликарпу. Монах Поликарп пожаловался своему наставнику по Печерскому монастырю, занимавшему епископскую кафедру во Владимире, Симону (1214–1226 гг.) на игумена монастыря Акиндина и каких-то своих братьев (содержание послания Поликарпа выявляется из ответа Симона). Поликарп, в частности, стремился уйти из монастыря либо на должность игумена в монастырь Козьмы и Демьяна, либо в таком же качестве в Дмитровский монастырь, который был постоянным соперником Печерского монастыря, либо занять какую-то епископскую кафедру, в чем его активно поддерживала дочь Всеволода III Юрьевича (1154–1212 гг.) «Большое Гнездо» Верхуслава-Анастасия, вдова бывшего киевского князя Рюрика Ростиславича. Симон резко осудил честолюбивые замыслы и мирские настроения ученика и в назидание рассказал, какая это честь быть пострижеником Печерского монастыря, давшего Руси, по данным Старого Ростовского летописца, свыше 30 епископов, а до времени переписки их число, по утверждению Симона, возросло до 50-ти. Симон хотел повествованиями о чудесной жизни прославивших печерскую обитель подвижников научить Поликарпа христианскому смирению и кротости. Заключительные главы его повести посвящены истории создания и украшения обители (о зодчих, живописцах). Симон скончался вскоре после того, как рассказал эпизоды из истории Киево-Печерского монастыря, а Поликарп, устыдившись упреков учителя и, видимо, уже в память о нем, обратился с посланием к киево-печерскому архимандриту Акиндину, в котором пересказал дополнительные истории, связанные с деятельностью и подвигами печерских монахов. Послание Поликарпа содержит рассказы об иноках обители, слышанные им от своего «господина», епископа Симона. Позднее эти два послания были объединены в одном Патерике. Собиратели впоследствии присоединяли к ним сказания о начале Киево-Печерского монастыря, о первых киево-печерских подвижниках и т.д. Затем в состав сборника вошли разные другие статьи, имеющие известное отношение к предмету Патерика, а иногда и без всякой связи с ним. В некоторых списках встречаются ответ Феодосия на вопрос великого князя Изяслава о латинянах, сказания о происхождении и первоначальном состоянии русской церкви, о крещении славян и пр. Редакций Печерского патерика много; древнейшие – XV в., позднейшие – XVII в. Отличаются они друг от друга по степени полноты, а также по изменениям в порядке расположения материала сборника. До нас дошла редакция, созданная в 1406 г. в Твери при епископе Арсении (Арсеньевский список). В состав Патерика в этой редакции было включено также Житие Феодосия, написанное Нестором (оно известно и по более раннему списку, поскольку вошло в состав знаменитого Успенского сборника XII в.). В Арсеньевской редакции из обоих посланий сохранены только рассказы о святых и Симонова повесть о создании печерской церкви Пресвятой Богородицы, а все остальное выпущено. В 1460 и 1462 гг. по инициативе инока Печерского монастыря Кассиана были составлены новые редакции, известные в литературе под именем ее создателя. В списках кассиановой редакции произведения Симона и Поликарпа помещены вполне, в своем первоначальном виде; только повесть о создании церкви разбита на две части: первая, собственно о церкви, помещена в самом начале Патерика, а другая, об оковании раки Феодосия – после жития св. Феодосия. Именно в редакцию Кассиана 1462 г. имя Нестора было внесено в качестве создателя «Повести временных лет», а летописные тексты, принадлежащие «ученику Феодосия», были «переданы» Нестору. В итоге несколько поколений исследователей были совершенно запутаны: что же в самом деле написал Нестор?

 



 
PR-CY.ru