ПЕТРАРКА ФРАНЧЕСКО - Страница 10

Тогда же он закончил «Буколические песни» и сборник «Без адреса»; начал пространное сочинение «О средствах против всякой фортуны» («De remediis ultriusque fortunae»), куда, в конечном итоге, вошло более 250 диалогов о том, как совладать с удачей и неудачей; написал «Путь в Сирию» («Itinerarium syriacum») – путеводитель для паломников в Святую Землю. В 1361 г. Петрарка покинул Милан, спасаясь от свирепствовавшей там чумы. Год он провел в Падуе, по приглашению семьи Каррара, где закончил работу над сборником «Стихотворные послания», а также сборником «Письма о делах частной жизни» («Familiarum rerum libri»), куда вошли 350 писем на латыни. Тогда же Петрарка начал еще один сборник – «Старческие письма» («Seniles»), куда, в конечном итоге, вошли 125 писем, написанных между 1361 и 1374 гг. и разбитых на 17 книг. В 1362 г. Петрарка, по-прежнему спасаясь от чумы, бежал в Венецию. В 1366 г. группа молодых последователей Аристотеля выступила с нападками на Петрарку. Он ответил едкой инвективой «О невежестве собственном и других людей» («De sui ipsius et multorum ignorantia»). В 1370 г. Петрарка купил скромную виллу в Арква, на Евганейских холмах. В 1372 г. военные действия между Падуей и Венецией заставили его укрыться на время в Падуе. После поражения Падуи он вместе с ее правителем отправился в Венецию вести мирные переговоры. Умер Петрарка на своей вилле в Арква, в ночь на 19 июля 1374 г. Восхищаясь античными авторами, он выработал латинский стиль, который был намного совершеннее латыни того времени. Сочинениям на итальянском языке Петрарка не придавал значения. Возможно, поэтому некоторые стихи в «Канцоньере» обладают сугубо формальными достоинствами: в них он увлекается игрой слов, разительными контрастами и натянутыми метафорами. К сожалению, именно эти черты охотнее всего переняли подражатели Петрарки (так называемый петраркизм). Сонет Петрарки, одна из двух типических форм сонета (наряду с шекспировским), отличается двучастным делением на начальное восьмистишие (октаву) с рифмовкой abba abba и заключительное шестистишие (секстет) с рифмовкой cde cde. В том или ином виде петраркизм проявился в большинстве европейских стран. Достигнув пика в XVI в., он периодически возрождался. На ранней стадии подражали в основном сочинениям Петрарки на латыни, позднее – «Триумфам» и, наконец, «Канцоньере», влияние которых оказалось самым стойким. Среди известных поэтов и писателей Возрождения, в той или иной мере испытавших влияние Петрарки, – Дж. Боккаччо, М.М. Боярдо, Л. Медичи и Т. Тассо в Италии; маркиз де Сантильяна, А. Марк, Г. де ла Вега, Х. Боскан и Ф. де Эррера в Испании; К. Маро, Ж. Дю Белле, М. Сев, П. Ронсар и Ф. Депорт во Франции; Дж. Чосер, Т. Уайет, Г.Х. Сарри, Э. Спенсер, Ф. Сидни, Т. Лодж и Г. Констебл в Англии; П. Флеминг, М. Опиц, Г. Веккерлин и Т. Хек в Германии. В период романтизма у Петрарки также были поклонники и подражатели, из них наиболее примечательны У. Фосколо и Дж. Леопарди в Италии; А. Ламартин, А. Мюссе и В. Гюго во Франции; Г.У. Лонгфелло, Дж.Р. Лоуэлл и В. Ирвинг в Америке.



 
PR-CY.ru