ПЕТРАРКА ФРАНЧЕСКО - Страница 9

По сравнению с «Энеидой» Вергилия, которой Петрарка следовал, в «Африке» был значительно усилен исторический и политический элемент. Сципион Африканский у него не только образец республиканских доблестей, он национальный герой, освободивший Италию от «варваров», от иноземцев. В этом связь поэмы с современностью и с гуманистической программой Петрарки-политика. История республиканского Рима рассматривается в поэме как некий прообраз великого национального будущего Италии. Главный герой «Африки» – одно из воплощений идеала «нового правителя», которым Петрарка вдохновлял Кола ди Риенцо, а затем тщетно пытался воодушевить государей Италии. «Африка» была любимым детищем Петрарки; на нее он возлагал самые большие надежды. Однако в возрождении национальной поэзии она сыграла меньшую роль, чем другие его произведения, положив начало лишь так называемому «искусственному эпосу» Возрождения, барокко и классицизма. «Африка» оказалась художественной неудачей. Эпическое действие в поэме, хотя в ней есть блестящие эпизоды (речь умирающего карфагенянина Магона, любовь Массинисы к Софонисбе), выявлено слабо, а ее главный герой неубедителен. Объектом национального эпоса оказалась не актуальная историческая действительность, а литературные тексты Тита Ливия, Цицерона и Вергилия. Язык и стиль, которые возрождала классическая «Африка», были в принципе, несмотря на виртуозность Петрарки, мертвым языком и мертвым литературным стилем, недоступным для большей части общества, национальные чувства которого она должна была воспитывать. Другим проявлением петрарковского «классицизма» было историческое сочинение «О знаменитых людях». Пересказывая сочинения античных историков, Петрарка стремился создать характеры «великих республиканцев» и таким образом оказать воздействие на национальное сознание современников. Тем самым было положено начало гуманистической историографии и философско-художественной биографии на историческом материале. В 1351 г. флорентийская коммуна направила к Петрарке Джованни Боккаччо с официальным посланием, приглашавшим поэта вернуться в город, из которого были изгнаны его родители, и возглавить специально для него созданную университетскую кафедру. Это был беспрецедентный акт. Правительству Флоренции хотелось быть на уровне эпохи. Петрарка сделал вид, что польщен, однако в 1353 г. по приглашению деспотичного архиепископа Милана, Джованни Висконти, поселился в Милане (к негодованию друзей), где исполнял обязанности секретаря, оратора и эмиссара. Петрарка поселился в Милане не только потому, что там ему были созданы благоприятные для ученых занятий условия, но и потому, что неудача переворота Кола ди Риенци разуверила его в гражданской доблести как «жирного», так и «тощего» народа, а с Висконти он одно время связывал надежды на объединение Италии. В жизни и творчестве поэта начался новый период, который исследователи называют итальянским. Этот последний период был также периодом великих свершений, основными произведениями которого стали латинские «Письма о делах частной жизни» и «Старческие письма», а главным делом – окончание и сведение воедино написанного на народном языке «Канцоньере» (т.е. книги канцон, песен) и поэмы «Триумфы».

 



 
PR-CY.ru