ПЕТРАРКА ФРАНЧЕСКО - Страница 8

В Воклюзе он напряженно работал. В этот период жизни Петрарка написал восемь из двенадцати аллегорических эклог «Буколических песен» («Bucolicum carmen», 1346–1357 гг.), закончил трактаты: «Об уединенной жизни» и «О монашеском досуге», а также принялся за вторую редакцию «Канцоньере». Тогда же он написал «Инвективы против врачей» («Invectiva contro medicum»), критикуя методы лечащих врачей папы. Большая часть писем, написанных в этот период и критикующих обстановку в Авиньоне, позднее были собраны в книгу «Без адреса» («Liber sine nomine»). Еще больше, чем поэзия, в это время его занимала наука о древности и о свойственной греко-римской древности человечности. Некоторое время спустя эта наука будет названа studia humanitatis и ее знание станет в Европе обязательным для всякого образованного человека. Литературно-эстетическая теория Петрарки сложилась на основе изучения поэтики античных писателей и как дальнейшее развитие эстетических концепций раннего Возрождения. Петрарка, так же как Данте, долгое время считал аллегорию главным признаком всякой поэзии. В понимании большинства средневековых писателей аллегория должна была таить богооткровенные истины, а у Петрарки под покровами аллегоризма выступали истины вполне человеческие, и аллегория перестала быть символом трансцендентного. Уже в «Стихотворных посланиях» (1350–1352 гг.), написанных латинскими гекзаметрами, нет средневекового аллегоризма. Их образцом был Гораций. В них явственнее, чем до этого, проявился гуманистический индивидуализм. Адресатами «Посланий» были в большинстве случаев друзья поэта, с которыми он делился личными впечатлениями, мыслями, чувствами. Точка зрения частного человека оказалась выдвинутой на первый план, поскольку она была эстетически существенной: она вводила в поэзию субъективное начало и придавала единство тематически разбросанным «Посланиям». Петрарка рассказывал о своей любви к Италии, прекрасной стране, наделенной всеми благами, но лишенной мира; восхищался величием Рима и скорбел о его упадке; обращался от имени Рима к папам Бенедикту XII (1335–1342 гг.) и Клименту VI (1342–1352 гг.), призывая их вернуться в Италию и содействовать ее нравственному и политическому возрождению; защищал поэзию и изображал свое венчание на Капитолии, придавая ему характер апофеоза и гуманистической легенды; описывал свою уединенную жизнь в Воклюзе (это – тема большинства «Посланий»), занятия и беседы с мужами древности, безмятежную провансальскую природу и свой сад. Пейзажи «Посланий» были художественным открытием поэта, искавшего в гармонии с прекрасной природой успокоения от мучительных сомнений и страхов, от ощущения одиночества и сознания скоротечности жизни. В «Стихотворных посланиях» обозначились черты «ренессансного классицизма», приходившего на смену аллегорическому символизму готики. Петрарка изображал мир сквозь призму поэтического стиля и системы метафор, взятых у греков и разработанных Вергилием, Цицероном, Горацием и Титом Ливием. Полнее всего петрарковский «классицизм» проявился в написанной латинскими гекзаметрами героической поэме «Африка». Для гуманизма XIV в. «Африка» – произведение программное. Петрарка ставил своей задачей – создать национальную эпопею: он изобразил победу Рима над Карфагеном и триумф Сципиона как важнейшее событие в жизни итальянского народа.

 



 
PR-CY.ru