ПЕТРАРКА ФРАНЧЕСКО - Страница 7

Петрарка продолжал совершенствовать «Канцоньере» в течение всей жизни (в последней редакции 1373 г. сборник озаглавлен по-латыни «Rerum vulgarium fragmenta» – «Отрывки на народном языке») и продолжал работать над «Триумфами», куда в окончательной редакции вошло шесть последовательных «триумфов»: Любви, Целомудрия, Смерти, Славы, Времени и Вечности. Поэт по-прежнему утверждал, что языком подлинной литературы является «правильная», классическая латынь, однако работа над «Канцоньере» и «Триумфами» позволяет исследователям утверждать, что после возвращения в Италию его отношение к народному языку и его поэтика вообще претерпели серьезные изменения. Латинскую «Африку» Петрарка забросил, но до последних дней упорно совершенствовал стихи итальянского «Канцоньере». Преодоление нормативности ренессансного классицизма, отчетливо обозначившегося в «Африке», обращение к народному языку и к дантовской традиции («Триумфы»), а также попытки примирить эстетические теории античных философов с нравственными принципами христианства («О невежестве») – все это свидетельствует не о кризисе петрарковского гуманизма, как пытаются доказать некоторые исследователи, а о стремлении великого гуманиста Возрождения теснее связать свое новое, ренессансное мировоззрение с народными традициями. Это стремление явилось в значительной мере результатом разочарования Петрарки в утопической программе национального возрождения Италии с помощью пробуждения исторических воспоминаний о доблестях республиканского Рима. К концу 1343 г. Петрарка отправился в Парму, где пробыл до начала 1345 г. В Парме он продолжил работу над «Африкой» и трактатом «О достопамятных событиях». Оба произведения он не закончил и, похоже, больше к ним не возвращался. В конце 1345 г. Петрарка вновь приехал в Воклюз. Летом 1347 г. он с энтузиазмом встретил восстание (впоследствии подавленное), поднятое в Риме Кола ди Риенцо – почитателем и в известной мере учеником Петрарки. Узнав о перевороте, Петрарка сразу же отправил римскому народу «Поощрительное послание», в котором заклинал его стойко защищать завоеванную свободу. Его политические стихотворения и письма, относящиеся ко времени римского восстания 1347 г., доказывают, что в это время поэт верил в историческую энергию народа и считал, что, соединившись с волей «нового государя», понимающего интересы «беззащитного простого люда», она может стать несокрушимой силой. Возможно, именно симпатии к восстанию Колы ди Риенцо побудили Петрарку предпринять в 1347 г. путешествие в Италию. Однако его желание присоединиться к восстанию в Риме угасло, как только он узнал о совершенных Кола жестокостях. Он снова остановился в Парме. За время пребывания в Италии Петрарка написал еще четыре эклоги и поэму «Триумф Смерти» («Triumphus Mortis»), приступил к поэме «Триумф Славы» («Triumphus Fame»), а также начал «Стихотворные послания» («Epistolae metricae») и письма в прозе. Годы 1351–1353 он провел по преимуществу в Воклюзе, претворяя в действительность идеал уединенной жизни на лоне прекрасной идиллической природы. Анализ этого идеала составляет основное содержание трактатов «Об уединенной жизни» («De vita solitaria») и «О монашеском досуге» («De otio religioso»). В них исследователи часто усматривали проявление средневекового аскетизма, что неверно. В отличие от анахоретов-монахов, Петрарка в Воклюзе не спасал свою душу от соблазнов греховного мира, а оберегал человеческую индивидуальность нового поэта от враждебного ему феодально-сословного общества, от «нечестивого Вавилона» авиньонского двора, хотя и уделял внимание общественной жизни, особенно положению дел при папском дворе. Переселение в Воклюз стало для Петрарки шагом на пути к завоеванию внутренней свободы от папской курии, от семейства Колонна и вообще от города, бывшего для него символом средневекового общества.

 



 
PR-CY.ru