ПЕТРАРКА ФРАНЧЕСКО - Страница 3

Религия – это стремление к беспредельному. Оно заложено глубоко в сознании человека, в его бытийной сущности. Возрождение исследователи обычно характеризуют как период взлета творческих возможностей человека. Но у него есть и обратная сторона, подготовившая этот взлет: глубокий духовный кризис средневекового общества,  утратившего свои идеалы. А поскольку общество не может жить без идеалов, то оно не может обойтись и без религии. Вопрос лишь в том, в какую форму облекается религиозное сознание. Петрарка не порвал с религией, но религиозное сознание у него получило новое направление – стало развиваться от Бога к человеку, от средневекового аскетизма к жизнерадостному свободомыслию Ренессанса. Само понятие «душа» приобрело у итальянских гуманистов новое значение. Обращение к душе уже не предполагало отрицания ценности всякой земной действительности – не только материальной, но и духовной, поскольку в ней отражалась жизнь посюстороннего мира. Теперь обращение к душе стало, напротив, шагом к утверждению ценности реальной действительности независимо от ее отношения к трансцендентному – шагом к реабилитации земного человека как существа высокого, духовного, творческого, способного активно воздействовать на других людей, на общество и на историю в целом. Нужны были новые идеалы, и гуманисты находили их не в отдаленном будущем, к чему призывало христианство, а в отдаленном прошлом – в античности. Петрарка в этом смысле не был исключением. К 1340 г. литературная деятельность, связи с папским двором и дальние путешествия стяжали ему европейскую славу. 8 апреля 1341 г. по решению римского сената он был увенчан лаврами поэта-лауреата на Капитолии. Петрарка воспринял этот несколько театральный и, по-видимому, им самим инспирированный акт не просто как общественное признание его талантов, но и как освящение возрожденной античной традиции, рассматриваемой им как традиция национальной культуры Италии. Он считал современных ему итальянцев прямыми потомками римлян, а в восстановлении традиций Древнего Рима в общественной жизни и в литературе видел закономерное возвращение к народным началам великой итальянской культуры, забытым в пору господства теологии, схоластики и феодального «варварства». Его деятельность в этот период творчества была направлена на то, чтобы помочь народу Италии познать самого себя, познавая свое великое прошлое. Эта идея и легла в основу поэмы «Африка» (оставшейся незаконченной), книги «О знаменитых людях» и некоторых других латинских произведений. Сочинения, написанные Петраркой на классической латыни древних, имели актуальный общественно-политический подтекст: его увлечение античностью было одним из проявлений национального сознания передового народа европейского Возрождения. Национальное возрождение Италии мыслилось им как возрождение республиканской доблести Древнего Рима, и поэт-гуманист надеялся, что возрождение республиканского Рима превратит Италию «в самую благородную монархию». Корни этой ренессансной утопии уходили в действительность Италии XIV в. и переплетались с антифеодальными чаяниями народа. Годы 1342–1343 Петрарка провел в Воклюзе, где продолжил работу над эпической поэмой и биографиями, а также, по образцу «Исповеди» Августина Блаженного, написал книгу-исповедь «Моя тайна» («Secretum Meum») в форме трех диалогов между св. Августином и Петраркой перед судом Истины. Появление этой книги также не случайно, потому что утверждение новых идеалов возможно лишь на отрицании старых. Петрарка открывал нового человека, прежде всего, в себе самом, анализируя противоречия собственного «я», идя в этом отношении другим путем, чем Боккаччо с объективирующей тенденцией его «Декамерона». Поиск новых идеалов был возможен тогда лишь внутри человеческой личности. В этом смысле показательны диалоги «Тайны», ренессансность которых проявлялась не столько в полемике со средневековой идеологией, сколько в раскрытия внутренних противоречий человеческой личности.

 



 
PR-CY.ru