Словарь по христианству П ПЕТРАРКА ФРАНЧЕСКО

ПЕТРАРКА ФРАНЧЕСКО

ПЕТРАРКА ФРАНЧЕСКО (1304–1374 гг.) – итальянский поэт, признанный литературный арбитр своего времени и предтеча европейского гуманистического движения. Его творчество развивалось в иных общественно-политических условиях, нежели те, которые характеризовали эпоху Данте (1265–1321 гг.) и Джотто (1267–1337 гг.). Почти повсеместно в Италии происходило превращение средневековых городов-коммун в города-государства с тиранической формой правления – в синьории. Только великие купеческие республики – Флоренция, Венеция, Генуя – внешне сохраняли верность традициям коммуны, однако и в них мало-помалу верх брала олигархия нобилей и патрициата. Угнетая народ, синьории, вместе с тем, подавляли сопротивление феодальной аристократии, расшатывали, а порой и ломали цеховой строй, тем самым косвенно способствуя освобождению личности из-под гнета средневековых традиций, формируя индивидуалистические идеи и конституируя их носителей в особый социальный слой, который с XIV в. играл решающую роль в развитии литературы, искусства и науки. Ни одному из тиранов XIV–XV вв. не удалось создать абсолютистское государство, способное объединить Италию. Но именно слабость абсолютизма в итальянских городах-государствах сделала возможным продолжительный расцвет гуманизма. Тирании и олигархии XIV в. отчасти отрывали новую, светскую интеллигенцию от народа, но они обособляли ее и от средневекового бюргерства и не были достаточно сильными, чтобы заставить служить личность интересам враждебного ей государства. Гуманистам удавалось сохранять внутреннюю независимость и, несмотря на видимость разрыва с невежественной и суеверной «чернью», выступать в качестве подлинных выразителей национальных и антифеодальных устремлений итальянского народа. Наиболее благоприятные условия для развития гуманизма сложились с XIV в. во Флоренции, где новая литература могла опираться на демократические завоевания городской культуры, облегчавшие даже после превращения Флоренции в город-государство возможность контактов между писателем и народом. Большинство крупных итальянских писателей и художников XIV–XV вв. были флорентийцами. Тем не менее, даже во Флоренции, которая на протяжении XIV–XV вв. оставалась самой передовой итальянской республикой, существовали внутренние социальные противоречия, с самого начала обнаружившиеся в литературе Возрождения. Франческо Петрарка не был тесно связан с Флоренцией. Его творчество отражало более общие исторические процессы, характерные для Италии в целом. Это определило специфику роли Петрарки в формировании национальной культуры итальянского Возрождения. В его мировоззрении и поэзии переход от Средневековья к Ренессансу в основном был завершен. Петрарка стал первым ученым-гуманистом, и именно поэтому он оказался великим лириком итальянского Возрождения. В его жизни, не очень богатой внешними событиями, получил воплощение новый тип взаимоотношений между интеллигентом и обществом. Родился Франческо в тосканском городе Ареццо, куда в связи с политическими волнениями бежал его отец, флорентийский нотариус. Спустя семь месяцев мать увезла его в Анчизу, где они оставались до 1311 г. В начале 1312 г. вся семья переехала в Авиньон (Франция), где с 1309 г. находился папский двор. Здесь переплетались итальянская, французская, провансальская, фламандская и немецкая культуры. Флорентийская республика не воспринималась Петраркой как родина, ею не был для него и космополитический Авиньон. Родиной для него постепенно становилась вся Италия. На обломках муниципального патриотизма вырастало индивидуалистическое, а вместе с тем и национальное сознание: это были две стороны одного и того же процесса. После четырех лет занятий с частным учителем Франческо отдали в юридическую школу в Монпелье. В 1320 г. вместе с братом он отправился в Болонью продолжить изучение юриспруденции. В апреле 1326 г., после смерти отца, оба брата вернулись в Авиньон. К тому времени Петрарка уже проявил несомненную склонность к литературным занятиям.

 



 
PR-CY.ru