ПЕТРОВ Григорий Спиридонович - Страница 2

Одним из поклонников Петрова был философ Василий Васильевич Розанов, который в своей статье приводил слова некоего генерала, сказавшего о Петрове: «Ещё немного лет назад Русь в свободный час сидела по трактирам, горланила пьяные песни… А теперь?! …Народ бежит сюда, … второй час стоит. Не присядет. Не волнуется, не ропщет. И это чтобы услышать несколько поучительных слов, – вовсе не поразительных, – слов обыкновенных». В своих лекциях Петров говорил о необходимости вернуться к изначальным евангельских идеалам, при этом говорил он на таком языке, который был всем понятен. Как пояснял Розанов, «он (Петров) имел мужество убрать из своих тем, из своих оборотов речи всё «интеллигентное», всё сколько-нибудь затруднительное для понимания простецов…» Среди поклонников Петрова исследователи отмечают также министра финансов России графа Сергея Юльевича Витте. Однако сочинения и речи Петрова создали ему репутацию «неблагонадежного» священника, и в 1903 г. он был отставлен от места настоятеля и преподавателя. С 1 января 1906 г. Петров состоял редактором газеты «Правда Божия», которая придерживалась умеренно-либерального направления, но, тем не менее, послужила мишенью для ожесточенных нападок со стороны реакционной печати и в июне 1906 г. была приостановлена московской администрацией. В 1907 г. Петров был избран депутатом 2-й Государственной думы по списку Конституционно-демократической партии. В том же году за критическое письмо митрополиту Антонию запрещён в служении и направлен на послушание в Череменецкий монастырь. В 1908 г. лишён сана, из-за чего не мог жить в Санкт-Петербурге и ездил с лекциями по стране. Приветствовал Февральскую революцию 1917 г., но осудил Октябрьскую революцию. Сын Григория Петрова с благословения отца служил в Добровольческой армии и в мае 1919 г. погиб под Керчью. В начале 1920 г., накануне оставления белыми Ростова-на-Дону, Григорий Петров читал здесь публичные лекции в пользу Комитета скорой помощи чинам Добровольческой армии. В 1920 г. он из Крыма в трюме парохода добрался до Константинополя, затем оказался в лагере беженцев в Галлиполи (сейчас – Гелиболу), затем в Триесте, а после – в Белграде. Жил в Болгарии и Сербии. В 1923 г. Петровым была закончена публицистическая книга, посвящённая Финляндии, которая в значительной степени описывает Финляндию как образец для подражания, как живой пример для России, как страна, внутреннее устройство которой – и политическое, и экономическое, и культурное – по сравнению с другими странами является чуть ли не идеальным. В том же году книга была издана на сербском языке под названием «Зидари живота» («Созидатели жизни»), а в 1925 г., уже после смерти автора, – на болгарском языке под названием «В страната на белите лилии» («В стране белых лилий»). Позже она издавалась и много раз переиздавалась на разных языках под разными названиями. На турецком языке книга выдержала 16 изданий, на болгарском – 14. На русском языке книга впервые была издана в 2004 г. под названием «Финляндия, страна белых лилий». В начале июня 1925 г. Григорий Петров приехал во Францию, в клинику Maison de Santé под Парижем, в которой работал его знакомый профессор Иван Павлович Алексинский. Однако проведённая операция выявила у Петрова неизлечимую раковую опухоль; 18 июня, сразу после операции, Григорий Спиридонович Петров скончался. Его тело было кремировано в Париже и отправлено в Сербию – вдове, Зинаиде Ивановне, которая жила в Панчево (рядом с Белградом). Вскоре она переехала в город Нови-Сад и похоронила прах мужа там, на Успенском кладбище. В 1981 г. стало известно, что на Успенском кладбище будет проведена перепланировка, и участок с могилой Петрова будет снесён. Дочь Петрова, Марина Григорьевна, которая в 1950-х гг. переехала из Югославии в Германию, перенесла прах на кладбище Остфридхоф в Мюнхене.



 
PR-CY.ru