ПЁТР III Монг - Страница 2

Таким образом, на свет появился Энотикон Зинона – «соединительное послание» в Египет. Составил его, по мнению исследователей, не Зинон, а всего вероятнее Акакий, которому потом ставили в вину его появление. В Энотиконе Халкидонский собор не отвергался, но вопрос о нем умалчивался. Когда Иоанн Талайя отказался подписать «Формулу единства» (Энотикон императора Зенона), император изгнал его и согласился признать Петра Монга в качестве законного патриарха при условии, что тот подпишет Энотикон. Монг подчинился и после того как он стал правящим епископом, подписал спорный документ и отправил уведомление о своём правопреемстве другим патриархам. Константинопольский патриарх Акакий внёс его в диптихи как патриарха Александрийского, но, поддерживая Энотикон, зорко следил, чтобы и Петр Монг ничего не затевал против Халкидонского собора. Петр Монг был отправлен в Александрию, но борьба здесь ему оказалась не под силу, и течение дел обострилось. Одни ограничивались анафемой на мудрствовавших иначе и дополняли, что Халкидонский собор ввел что-то новое, а другая партия прямо требовала его осуждения. Петр Монг много боролся с этим течением, обращался с разъяснениями к народу, излагая содержание Энотикона как противное Халкидонскому собору, хотя сам был такого мнения, что Собор не ввел ничего противного святым отцам. Противники Халкидонского собора настаивали на его отвержении, и Петр Монг соглашался с ними, но в Константинополь писал, что он его не отвергает, т.к. в Халкидоне не было постановлено ничего противного учению святых отцов. К тому же, Петр Монг, став главным вождём всех монофизитов, провел Собор, осудивший Халкидон, и при нём были осквернены могилы двух его предшественников-халкидонистов Протерия и Тимофея III Салофакиола. С переложением мощей предшественников выходило явное недоразумение, в чем многие видели даже оскорбление православию. Но самое главное – Петр Монг запутал свои отношения к Риму, войдя в отношения с Антиохийским патриархом Петром II Гнафеем. Папа Симплиций (468–483 гг.) сразу же запротестовал против принятия еретика Петра Монга в церковное общение правоверных и потребовал, чтобы это поставление было отменено. Иоанн Талайа по примеру Афанасия Великого бежал в Рим и жаловался, что его притесняют за православие. В Риме он был встречен папой Феликсом II (483–492 гг.), который отказался признать Монга и защитил права Талайи. Петру Монгу там поставили в упрёк, что он является приверженцем Евтихия, осуждённого в Халкидоне. Феликс II отправил посольство в Константинополь и потребовал от Акакия держать ответ перед папским трибуналом. Римский собор даже объявил патриарха Акакия лишённым кафедры, поскольку он поддерживает церковное общение с еретиком Петром Монгом. Акакий сказал, что его православие в Риме известно и что с такими еретиками, как Петр Гнафей, он в общение не входил. Но в Риме были пущены в ход такие аргументы: «Если предположить, что единственный монофизит – Петр Графей Антиохийский, то и Петр Монг, имеющий с ним общение, усвоил язвы монофизитства. Акакий, не имея общения с Петром Гнафеем, но находясь в общении с Петром Монгом, тоже монофизит». Фактически это была попытка Римского епископа судить епископа Константинопольского. Возник раскол, продлившийся до 519 г., который получил название «акакианская схизма». Когда в 489 г. Акакий умер, Петр Монг призвал его преемника Евфимия Фравиту (константинопольский патриарх в течение трех месяцев 489–490 гг., гот по национальности) поддерживать раскол с Римом. Фравита пытался преодолеть раскол и отстранить Монга, который, однако, вскоре умер (в 490 г.). Раскол происходил и внутри течения монофизитства: уже к первой четверти VII в. монофизиты успели раздробиться на 12–13 сект по основаниям частью догматическим, частью каноническим. Некоторые из них обязаны своим существованием не столько догме, сколько разным историческим осложнениям. Например, диоскориане в строгом смысле выделились просто потому, что Тимофей Элур принял в общение бывших протериан. Акефалы отделились от Петра Монга потому, что он принял Энотикон Зинона, не отвергавший ясно Халкидонского собора.



 
PR-CY.ru