Словарь по христианству П ПЁТР III

ПЁТР III

ПЁТР III – Антиохийский патриарх (после июня 1052 г. – после августа 1056 г.; по иным данным – Петр II (с 1028 по 1051 гг.). Исследователи выдвигают гипотезу о тождестве Антиохийского пресвитера Петра с Антиохийским патриархом Петром. В византийской богословской литературе личность Антиохийского пресвитера Петра не засвидетельствована. Наиболее ранние славянские рукописи с упоминанием этого имени позволяют исследователям отнести гомилии (проповеди) ко второй половине XIV в. С другой стороны, исследователи учитывают, что уже начиная со второй половины XI в., вследствие захвата сельджуками антиохийских территорий церковная жизнь там ослабевает, и византийско-греческая культура постепенно сдает свои позиции арабоязычной. Исследователи также отмечали, что славянский текст гомилии Петра содержит указания, на основании которых возможно определить как ее автора, так и время возникновения славянской версии. О церковной и литературно-полемической деятельности Антиохийского патриарха Петра сохранились указания в нескольких источниках. Он возглавлял Антиохийский патриархат в период второго византийского владычества и поддерживал отношения с Константинопольским патриархом Михаилом I Керулларием (1043–1058 гг.) и патриархом Градского североитальянского престола Домиником. В догматических разногласиях между Константинополем и Римом, которые привели к схизме 1054 г., Петр занимал православные позиции по вопросу об опресноках и церковной иерархии в системе пентархии (системы главенства в христианской церкви пяти патриархов). В посланиях к Доминику Градскому Петр, говоря об опресноках, подчеркивает иудейские корни, лежащие в основе этого обряда латинской церкви. Исследователи отмечают, что в гомилии Антиохийского пресвитера Петра встречается возможный отклик на эту полемику, который касается авторитета апостола Петра; однако он, скорее, относится к Римскому престолу. Одним из важнейших источников о деятельности патриарха Петра является «Тактикон» Никона Черногорца, который был лично знаком с патриархом (во второй его части особенно обильно цитируются послания патриарха Петра). Оригиналы этих посланий могли быть известны Никону по архиву Антиохийского патриархата. Сам Никон имел доступ к документам такого рода благодаря своей должности дидаскала (учителя), на которую он был назначен уже преемником Петра, патриархом Феодосием III Хрисовергом (1057–1059 гг.). Фрагменты сочинений патриарха Петра и патриарха Михаила I Керуллария, включенные Никоном в состав «Тактикона», собраны А.Н. Поповым, а славянский перевод послания Петра патриархам Михаилу и Доминику был издан М.В. Чельцовым. Говорить о вкладе патриарха Петра в гомилетическую литературу исследователи считают возможным пока лишь на основании косвенных свидетельств: Никон Черногорец упоминает в «Тактиконе» его речь о посте, текст которой, однако, не сохранился. Исследователи также отмечают, что выражение в письме патриарха Петра к патриарху Доминику тематически близко к вступительной части гомилии Антиохийского пресвитера Петра. Β повествовании о даре языков апостолам (Деян. 2: 9–11) перечень народов, встречающийся в гомилии, включает в себя упоминание «о готах», которое, возможно, также имеет отношение к антилатинской полемике XI в. Для реконструкции возможных путей проникновения посланий Антиохийского патриарха Петра и гомилии Антиохийского пресвитера Петра в славянскую письменность исследователи учитывают то обстоятельство, что Антиохийский патриарх обладал правом проживания в константинопольском монастыре. По словам Никона Черногорца, это право восходит к эпохе императора Иоанна I Цимисхия (969–976 гг.) и, таким образом, предшествует установлению императора Андроника II Палеолога (1282–1328 гг.). Исследователям представляется вероятным, что именно в этом центре сочинения византийских церковных авторов могли привлечь к себе особое внимание славян и оказаться объектом собирания и переписывания, а дальнейшая миграция славянских переводов «Пандектов» и «Тактикона» Никона Черногорца на Балканы и на Русь связана с Константинополем. Что же касается гипотезы о тождестве Антиохийского пресвитера Петра с Антиохийским патриархом Петром, то этот вопрос для исследователей остается пока открытым. Во всяком случае, ясно одно: пресвитер Петр, наряду с византийским писателем и педагогом Иоанном Мавроподом (ум. в 1075 г.) и Константинопольским патриархом Иоанном VIII Ксифиллином (1064–1075 гг.), принадлежит к числу византийских полемистов XI в. Исследователи не исключают, что появление титула «пресвитер Антиохийский» представляет собой инновацию славянской традиции под влиянием круга памятников, связанных с именем Иоанна, пресвитера Дамаскина.

 
PR-CY.ru