ПЁТР ДОСТОПОЧТЕННЫЙ

ПЁТР ДОСТОПОЧТЕННЫЙ, Пётр из Монбуассье, или Пётр Клюнийский (1904–1156 гг.) – католический святой, монах-бенедиктинец, девятый аббат Клюни, писатель и церковный деятель, один из зачинателей средневекового исламоведения, оппонент Бернарда Клервоского – апологета иррационализма. Родился в провинции Овернь в аристократической семье, где были сильны религиозные традиции: его мать стала монахиней, четверо братьев стали священниками, один из них впоследствии стал архиепископом Лиона. В 17-летнем возрасте Пётр вступил в Клюнийскую конгрегацию, около 1120 г. стал приором монастыря, а 22 августа 1122 г. был избран аббатом монастыря Клюни, получив в весьма молодом возрасте высший пост конгрегации, которая при нем достигла необыкновенного процветания. Клюнийское движение в этот период испытывало определённый кризис. После мудрого аббата Гуго Клюнийского (1049–1109 гг.), при котором конгрегация впервые перешагнула границы Франции, клюнийцев возглавлял аббат Понтий (1109–1122 гг.), обвинённый в расточительстве и хищениях. Клюнийцы подвергались жёсткой критике со стороны многих уважаемых деятелей церкви, в том числе со стороны Бернарда Клервоского (1090–1153 гг.), духовного лидера стремительно растущего и набирающего авторитет ордена цистерианцев. При Петре Достопочтенном клюнийская реформа бенедиктинского монашества набрала новую силу. Он совершал путешествия по Англии, Франции и Испании, создавал новые обители, присоединял к своему ордену и реформировал старые, поучал монахов, направляя их к изучению классических писателей. С одной стороны, он защищал конгрегацию, полемизируя с Бернардом Клервоским и другими критиками, а с другой стороны, вёл активную деятельность по исправлению реальных недостатков клюнийских монастырей. Одной из главных мер по борьбе с падением монастырских нравов он видел в частых визитациях, и сам проводил много времени, лично инспектируя монастыри Клюнийской конгрегации в разных странах Европы. Пётр жёстко отстаивал дарованное Клюни право выводить монастыри конгрегации из-под власти местных епископов, уверенно пресекал попытки раскола в ордене, провел ряд реформ, имевших целью освобождение монашеских общин от власти светских владык и епископов в сторону их непосредственного подчинения папам Римским. Его деятельность привела, в конце концов, к восстановлению авторитета аббатства Клюни и принесла ему самому почётное прозвание «Достопочтенный».

 



 
PR-CY.ru