ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ, Петр Новарский - Страница 4

В меньшей половине четвертой книги излагается учение о различном состоянии душ усопших, о чистилище, о вменении заслуг святых и ходатайств небесной церкви (merito – путем вменения заслуг верным, voto или affectu – путем исполнения обетов живых); о воскресении мертвых, его причине и сущности, об обновлении мира, всеобщем (Страшном) суде, о Сыне Божием как судье и Его образе, о характере участия «святых» на Суде, о месте суда, о разделении людей на суде на четыре порядка, об исходе суда, о состоянии грешников и праведников после суда. По своей форме доктрина Петра Ломбардского, очевидно, есть не что иное как своего рода система собрания догматов в одно целое (в некоторых случаях, как, например, в трактате о таинствах, с собранием канонических, литургических и церковно-практических сведений) – система с римско-католическими воззрениями. Положенная во главу доктрины выдержка из Августина Блаженного о разделении предметов божественного ведения на три группы послужила, как считают исследователи, лишь внешним началом для распределения материала системы Петра Ломбардского. На самом деле Августин Блаженный руководствовался внутренним умозрением, по которому представлял вначале домирное бытие Божества, а затем Его проявление в тех или других актах божественного домостроительства. Историческое значение доктрины Петра Ломбардского определяется ее отношением к предыдущему и последующему богословию. Типичным представителем предыдущего богословия был Пьер Абеляр. Со своим построенным на почве рационализма учением о Троице, где Отца нужно представлять с предикатом всемогущества больше, чем Сына и Св. Духа; Сына – с предикатом мудрости больше, чем Отца и Св. Духа; Св. Духа – с предикатом любви или благости больше, чем Отца и Сына, Пьер Абеляр зашел слишком далеко. В подобном богословствовании  он стал граничить с некоторыми еретическими положениями: то с арианством, то с савеллианством. Доктрина Петра Ломбардского явилась противодействием такому отрицательному направлению в богословии. Вместо абеляровского рационализма она положила во главу всего веру или авторитет. Это выразилось как в прямых ссылках Петра Ломбардского на вероизложение, так и в том, что все содержание его доктрины представляет собой собрание мнений (или сентенций) различных церковных писателей и согласовании или примирении этих мнений. Его доктрина легла в основу последующего схоластического богословия. Большую услугу в этом оказала ее сравнительная полнота. Имея эту доктрину под руками, последующие схоластики как бы соглашались с тем, что в ней собрано почти все, что можно сказать о тех или других известных догматах христианства, и потому полагали свою ученую деятельность или в комментировании мнений Петра Ломбардского, или в изложении его доктрины в более логической форме, чем форма самого Петра Ломбардского. Поэтому, несмотря на теологический характер «Книги сентенций», многие проблемы, затронутые Петром Ломбардским, стали в связи с распространением его книги как учебника предметом широкого обсуждения и исследования, в том числе философского. Отсюда то значительное влияние, которое сочинение Петра Ломбардского оказало на философов и теологов позднего Средневековья. Авторитет «Сентенций» был настолько велик, что в последующем всякий уважающий себя теолог считал своим долгом что-нибудь написать об этом произведении. Альберт Великий пишет свои «Комментарии», то же самое делает и его ученик Фома Аквинский, который кроме собственных «Комментариев» пишет еще и ряд других трактатов, посвященных тематике Петра Ломбардского («О сущем и сущности», «О началах природы» и др.). Толкованием «Сентенций» занимались многие видные теологи и философы (так называемые сентенциарии). В числе комментаторов «Сентенций» были Бонавентура, Дунс Скот, Уильям Оккам и др. Для изучения «Сентенций» учреждаются кафедры и даже ученые степени. Бывало даже так, что это произведение было более читаемо, чем сама Библия. Однако судьба Петра Ломбардского не так безоблачна. Он имел при жизни множество оппонентов (Вальтер Сен-Викторский и др.). Несмотря на то, что IV Латеранский собор в 1125 г. взял под защиту его учение о Троице, что, несомненно, повысило авторитет Петра Ломбардского, однако 15 других пунктов его учения не были приняты (например, мнение о тождестве любви к Богу и ближнему со Св. Духом).



 
PR-CY.ru