ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ, Петр Новарский - Страница 2

Ему даже удалось завоевать симпатии Бернарда Клервоского, при вмешательстве которого был осужден Пьер Абеляр. Секрет в том, что Петр Ломбардский, в отличие от Пьера Абеляра, был свободен от личностного пафоса и делал свое дело, соблюдая традиции, воздавая должное авторитетам и не провоцируя избыточных дискуссий. «Сентенции» состоят из нескольких книг: первая – о Троице и основных атрибутах Бога, вторая – о творении и о грехе, третья – о происхождении человека и о райском, идеальном бытии, четвертая – о таинствах и о конечных судьбах мира. Вещи он классифицирует (в духе Августина) следующим образом: 1) объекты наслаждения (Бог); 3) объекты пользования (мир); 3) вещи, наслаждающиеся и пользующиеся (человек). Именно на основании этого «Сентенции» разделяются на четыре основные части. В качестве начала для распределения материала «Доктрины вещей» Петр Ломбардский положил выдержку из творения Августина Блаженного о разделении предметов (богословского ведения) на три группы: на предметы наслаждения, доставляющие людям блаженство; на предметы пользования, содействующие достижению блаженства; и на предметы наслаждения и пользования вместе, ставящие людей в среднее положение между положением человека и ангела. Троица, по его мнению, составляет предмет наслаждения. Поэтому трактат о ней он поместил в первой книге своего труда, озаглавленной «О таинстве Св. Троицы». Здесь Петр Ломбардский, в частности, рассуждает о Боге как Троице, о проявлении или обнаружении Троицы в мире, об образе существования твари и о человеческой душе; о едином простом Божьем существе, обозначаемом, однако, многоразлично; о различии трех божеских лиц с ясным утверждением filioque и о равенстве трех божеских лиц; о терминологии, выражающей учение о Боге едином по существу и троичном в лицах и, наконец, о свойствах Божьего существа, одинаково присущих трем лицам Св. Троицы (о мудрости, предвидении, предопределении, вездеприсутствии, всемогуществе и воле Божией в их отношении как к добру и злу, так и к существу Божию). Представления Петра Ломбардского о природе Бога целиком вписываются в общую западную христианскую традицию, восходящую к Августину Блаженному. Бог – единственно подлинное бытие, он вечен, неизменен, абсолютно прост. При этом Он един в трех лицах, благ и наделен волей, сообразно которой и творит мир из ничего. Существование Бога может быть доказано средствами разума. Петр Ломбардский приводит четыре способа (пути) такого доказательства, которые, однако, имеют общий характер восхождения от творения к Творцу; от изменяющегося к неизменному; от тела к уму и к Творцу тел и умов и т.д. Вторая книга «О творении и образовании существ материальных и духовных и о многом другом, сюда относящемся» трактует о мире духовном, мире вещественном и человеке как носителе двух начал – духовном и материальном. В частности, Петр Ломбардский трактует эти предметы путем характеристики их происхождения, природы, свойств и состояния или положения прошедшего, первоначального, и настоящего, наличного. В положении духовного мира он различает состояния до и после момента, именуемого им formation, т.е. различает состояния до и после утверждения одних в добре и падения других ангелов со всеми последствиями такого момента. Два же состояния он различает в положении человека, полагая разъединяющую их грань в грехопадении человека. В райской жизни человек был обладателем благодати творения или naturalia bona (т.е. обладал возможностью бессмертия, совершенным знанием и свободой от необходимости, греха и страдания) и благодати, известной под именем gratuita bona или gratia operans et cooperans и virtus (под virtus разумеются добродетели: правда, благоразумие, воздержание и мужество). По благодати творения человек мог только сохранять себя в том положении, в каком он был сотворен, и отрицать возможность зла; благодаря gratuita bona он уже был в состоянии развиваться до богоуподобления, чем заслуживается вечная жизнь (блаженство), причем gratia operans выражалась в приготовлении воли человека к усиленному желанию добра, а gratia cooperans – в споспешествовании, чтобы человек не напрасно желал добра.

 



 
PR-CY.ru