ПЕТР МОГИЛА - Страница 5

Пока тянулся долгий период принятия иерархическими верхами Восточной церкви общеустановленного текста обширного вероизложения, школа и церковная жизнь требовали краткого катехизического текста православного вероучения. Для удовлетворения этой потребности Петр Могила написал и напечатал в Киеве в 1645 г. на разговорном южнорусском языке «Собрание короткой науки об артикулах веры». Это руководство приобрело на практике название «Малого Катехизиса» и напечатано в Москве в 1649 г., в пересказе на московский церковно-книжный язык. Этот «Малый Катехизис» Петр Могила опять-таки составил по плану и в духе известного латинского катехизиса Петра Канизия (1521–1597 гг.). Исключены из него только два остро-латинских пункта: примат папы и филиокве, да и то лишь по букве. По этому поводу профессор Амман предполагал, что, опираясь на греческую романофильскую антилукаристскую партию, Петр Могила сам думал пройти на Константинопольскую кафедру и тогда попробовать воссоздать опыт общевосточной, а не только русской унии с Римом. В 1646 г. Петр Могила закончил и напечатал свой знаменитый «Евхологион». Это не просто обычная богослужебная книга для приходского употребления, а руководство к обновлению и дополнению принятых чинопоследований многими новыми чинами и молитвами, открыто взятыми из Rituale папы Павла V (1605–1621 гг.), который только что (в 1637 г.) был издан в Риме в переводе на хорватский язык. Это характерно для идеологии Петра Могилы, мечтавшего психологически сблизить и примирить православие с латинством. К каждому из семи таинств в этом «Евхологион, альбо молитвослов» (или Требнике) приложено довольно пространное катехизическое толкование в латинском понимании. Момент приложения св. Даров, конечно, соединился с установительными словами Господа. Об эпиклезе совсем умалчивается. В чин покаяния вносится личная латинская форма: «Я прощаю и разрешаю». Подлинное сближение и объединение церквей было близко сердцу аристократа Петра Могилы, а тотальное изменничество, с перебежкой в чужой лагерь, и обругивание оттуда своего прошлого были ему отвратительны. Один из первых его избранников для преподавания в киевской школе, мелочный Кассиан Сакович, перелетел в латинство и напечатал в Кракове в 1648 г. хулу на свое прошлое – «Эпанорфосис, альбо перспектива заблуждений дезунитской церкви». На это Петр Могила откликнулся тоже публицистически, издав в 1644 г. «Лифос» под псевдонимом «Евсевий Пимен» (т.е. «благочестивый пастырь»), защищая достоинство богословия Восточной церкви, а не простонародные суеверия, каких достаточно во всех верах. Из проповедей Петра Могилы известны две: «Поучение о Кресте Господа нашего и каждого христианина» и «Слово на брак Януша Радзивила». Наконец, Петром Могилой были задуманы две колоссальные работы: «Жития святых» (эта работа исполнена была уже только Дмитрием Ростовским) и исправление и установление славянского текста Библии, выполненное не раньше половины XVIII в.



 
PR-CY.ru