Словарь по христианству П ПЕТР II Кнафей

ПЕТР II Кнафей

ПЕТР II Кнафей (т.е. Петр Сукновал, Суконщик; в молодости он был валяльщиком сукна, за что и получил своё прозвание) – патриарх Антиохийский (около 469–471, 475–476, 478–479, 485–489 гг.; по иным данным – с 465 по 466, с 474 по 475 и в 475 гг.), монофизит. Ко второй половине V в. Петр, будучи монахом в Константинополе и убеждённым монофизитом, стал добавлять в конце Трисвятого слова: «распныйся за ны», с целью противодействия православному учению, определённому Халкидонским собором, и утверждения монофизитского учения о втором Лице Св. Троицы. За это он был изгнан из Константинополя. Снискав благоволение Зинона (Зенона), зятя императора, который сам вскоре взошёл на престол (в 474–491 гг.), он вместе с ним отправился в Антиохию. Здесь Кнафей вступил в общение с некоторыми из аполлинаристов и образовал сильную партию против православного Антиохийского патриарха Мартирия (около 459 – около 470 гг.; по иным данным – с 459 по 465 гг.), которого, в конце концов, заставил уйти с кафедры, и, при содействии своих приверженцев, сам сел на его место. Став патриархом, Петр Кнафей, в целях утверждения монофизитства в Антиохийской церкви, приказал петь Трисвятое с упомянутой прибавкой. С целью утвердить монофизитство и на Кипре, он стал склонять императора Зинона к упразднению древней автокефалии Кипрской церкви и подчинении её Антиохийской кафедре. Лишь обнаружение на Кипре могилы апостола Варнавы, подтвердившее апостольское преемство церкви, спасло её от посягательств. Кнафей четыре раза побывал на Антиохийской кафедре, но периодические соборы раз за разом изгоняли его. Его учение уже в 471 г. было осуждено на одном из Антиохийских соборов, сам же Кнафей был низложен и изгнан. Это осуждение было затем подтверждено и на одном из Римских соборов в 485 г. Однако учение Петра не исчезло, его последователи составили секту, называемую феопасхитами, которые впоследствии сильно волновали православный мир. В ответ на их учение 81 правило Трулльского собора 691–692 гг. подтвердило осуждение упомянутой прибавки, предало анафеме всех прибавляющих её, и провозгласило придумавшего прибавку Петра Кнафея еретиком.

 
PR-CY.ru