Словарь по христианству П ПЕТР ИСПАНСКИЙ, Петр Юлиан

ПЕТР ИСПАНСКИЙ, Петр Юлиан

ПЕТР ИСПАНСКИЙ, Петр Юлиан (1226–1277 гг.) – медик и философ, славился своей ученостью. Родился в Лиссабоне. В 1276 г. был избран папой под именем Иоанна XXI (с 8 сентября 1276 г. по 29 мая 1277 г.). Автор учебника по логике «Summulae logicales», пользовавшегося широким распространением на протяжении XIII–XVI вв. (после изобретения книгопечатания вышло около 150 печатных изданий). В семи частях этого учебника изложены основы аристотелевской логики, охватывавшей так называемую «старую» логику («Категории» и «Об истолковании») и «новую» логику (остальные книги «Органона»), а также основы «новейшей» логики («logica modernorum»), т.е. учение «о свойствах терминов», включая теорию суппозиции и синкатегоремат. Георгий Схоларский (около 1400 – около 1464 гг.) перевел учебник Петра Испанского на греческий язык (этот перевод долгое время ошибочно приписывался Михаилу Пселлу; 1018 – около 1078 гг.). Петр Испанский во многом был обязан своему учителю, английскому логику Уильяму Шервуду (1190–1249 гг.). В учебнике Петра Испанского большое место занимал трактат «De terminorum proprietatibus» («О свойствах терминов»), где, в частности, анализируются слова, играющие в обычной речи роль, сходную с той нагрузкой, которую в формальной логической системе несут кванторы «всякий» («omnis»), «никакой» («nullus»), «оба» («uterque»), «ни тот, ни другой» («neuter») и т.п. Петр Испанский рассматривал и такие логические понятия, как «наименование» (операция присвоения имени предмету: «appellatio»), «ограничение» («restrictio»), «расширение» («distribution»), «распространение» («ampliatio») и др. В его учебнике приводится множество мнемонически оформленных логических правил, многие из которых в точности соответствуют смыслу современных правил в узком исчислении предикатов. Особое место занимает учение Петра Испанского о так называемых суппозициях (допустимых подстановках значений терминов). Различаются, например, формальная и материальная суппозиции. Суппозиция именуется формальной, если выражение («dictio») обозначает значение самого этого выражения (например: «человек – животное», здесь слово «человек» употреблено в модусе формальной суппозиции). Пример материальной суппозиции: «„человек“ состоит из трех слогов». Здесь слово «человек» обозначает не соответствующий реальный объект, а лишь его словесное наименование. Прямой связи между всеми суппозициями Петра Испанского и современными точными логическими понятиями установить, по-видимому, нельзя, хотя и можно было бы подыскать семантической аналоги для употребления терминов в модусе материальной суппозиции. Часть суппозиции имеет, скорее всего, семиотическую природу. Кроме того, Петр Испанский написал комментарии на Аристотеля и Фому Аквината (1225–1274 гг.) и много других трактатов.

 
PR-CY.ru