ПЕТР - Страница 3

Книг апостолы не писали (книги писали их ученики или ученики учеников), но свое учение апостол Петр выразил в двух окружных (или соборных) посланиях к уверовавшим иудеям, рассеянным вне Палестины. Эти послания обычно помещаются в Новом Завете после книги Деяний апостолов. Первое соборное послание апостола Петра состоит из 5 глав и написано в Вавилоне в 65 г. по поводу злоупотреблений, какие возникли из учения о вере, оправдывающей независимо от дел. Апостол, прежде всего, убеждает христиан, невзирая на гонения, радоваться о своей вере, не смущаясь злословием язычников, в подражание Богу проводить жизнь святую, покоряться земным властям и не прикрывать пороков христианской свободой. Потом он, в частности, излагает правила христианского поведения для слуг, жен, мужей, различных членов церкви, пастырей и пасомых. Второе послание состоит из трех глав, написано апостолом Петром незадолго до его кончины в Риме. Оно является как бы последним его завещанием верующим. Голосом умирающего мученика апостол умоляет верующих быть твердыми и неуклонными в вере, остерегаться лжеучителей и не почитать обетований Божиих несбыточными из-за того, что еще не наступает последний день мира, а лучше пользоваться долготерпением Божиим для своего спасения. «Ибо, если избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими; то последнее бывает для таковых хуже первого». Оба эти послания носят на себе яркий отпечаток самобытной личности апостола, выдвигавшего в особенности внешнюю, обрядовую сторону христианства, в противоположность апостолу Павлу как представителю внутренней, идейной его стороны. Эти особенности послужили для западной протестантской критики поводом к признанию двух противоположных направлений в развитии раннего христианства, так называемых петринизма и паулинизма. Но это разделение основывается на недоразумении, и его отклоняют даже сторонники тюбингенской школы. Апостолу Петру приписывается и «Апокалипсис» («Откровение св. Петра»), который во II в. и позже ставился в один ряд с новозаветными книгами. До XIX в. он был известен лишь из свидетельств Отцов церкви и из некоторых отрывков. В 1886 г. французской археологической миссией при раскопке коптской монашеской могилы в Ахмине (Верхний Египет) была найдена пергаменная рукопись, маленького квадратного формата, заключающая в себе отрывки из «Апокалипсиса» и «Евангелия Петра». В 1892 г. они появились в «Мемуарах» археологической миссии; в 1893 г. было издано полное факсимиле рукописи (гелиогравюра). Судя по характеру письма, эти отрывки специалисты относят к VIII и IX вв. Отрывок из «Апокалипсиса» Петра занимает страницы 13–19 найденной рукописи. Начинается он заключением речи Господа о предстоящем конце мира и повествует о том, как Иисус с 12-ю апостолами отправился на гору, где, по их просьбе, вызвал перед ними из загробного мира души праведных и показал апостолам место вечного блаженства и мук. Пылкая фантазия в описании небесного величия и адских мук свидетельствует об испорченности вкуса автора. Особенно ярко отразилось здесь, как и в других иудеохристианских апокрифах, влияние культа греческих мистерий. Данное здесь описание ада составляет, по-видимому, первое звено предания, доходящего до дантовского «Ада». Автор говорит о себе как об одном из «двенадцати»; имя «Петр» в отрывке не встречается. Тем не менее, весьма вероятно, что рукопись была заимствована из древнего сочинения, носившего название «Откровение Петра». Она, по-видимому, относится к началу сочинения и составляет приблизительно половину его общего объема. С «Откровением» Иоанна Богослова она не имеет сходства, зато поразительно напоминает Второе послание Петра. Евангелие Петра, апокрифическое, во II в. находилось в церковном употреблении, но вскоре было оставлено. Епископ Серапион Антиохийский (около 200 г.) сначала считал его неопасным, но при более тщательном рассмотрении нашел в нем «докетические» лжеучения и запретил его в своей епархии. Ориген читал его, Евсевий его не признавал. В рукописи отрывок из Евангелия Петра занимает страницы 2–10. Он начинается сценой суда Пилата и кончается рассказом о появлении воскресшего Иисуса у Генисаретского озера. Гностическо-еретическое происхождение Евангелия Петра явствует из некоторых подробностей истории распятия, которые как бы намекают на то, что Иисус Христос не испытывал страданий и не принял смерти. Существует мнение, что Евангелием Петра пользовался уже Иустин Мученик (около 100 – между 163 и 167 гг.). В христианской иконографии лику апостола Петра как в Восточной, так и в Западной церкви усвоен тип седого старца, с курчавыми волосами и бородой. Он чаще всего изображается с двумя ключами. Иногда с рыбой в руке – намек на его рыбацкий промысел. См. также ПАПА РИМСКИЙ



 
PR-CY.ru