Словарь по христианству П ПЬЕТРО АРЕТИНО

ПЬЕТРО АРЕТИНО

ПЬЕТРО АРЕТИНО (1492–1556 гг.) – итальянский писатель эпохи Возрождения, автор скабрезных памфлетов и диалогов. Родился в городе Ареццо (Тоскана), в семье башмачника, регулярного образования не получил. В 14 лет ушел из дому, бродяжничал, был уличным певцом, погонщиком мулов, подручным палача, по некоторым данным – галерным рабом. В Венеции Пьетро Аретино в 1512 г. опубликовал первый сборник. Изучал искусство в Перудже, но был изгнан после того, как изобразил Деву Марию с лютней в руках. В 1516 г. Аретино перебрался в Рим. Там он написал остроумную непристойную сатиру «Завещание слона», привлекшую внимание папы Льва X (1513–1521 гг.), против которого она и была направлена. Лев X нашел ему место при своем дворе. После его смерти в 1521 г. Аретино направил свое саркастическое перо против кардинала Джулио Медичи, впоследствии папы Климента VII, написав несколько язвительных поэм, названных пасквинадами (их тексты вывешивались на статуе Пасквино в Риме, близ площади Навона). Уехав из Рима во время понтификата Адриана VI (1522–1523 гг.), Аретино вернулся туда после избрания папой Климента VII (1523–1534 гг.). Однако вскоре он был вынужден бежать из города: несколько его крайне непристойных сонетов истощили терпение недоброжелателей. В 1527 г. Аретино обрел пристанище в Венеции, где и оставался до самой кончины. Умер от сердечного приступа в собственном доме на Рива дель Карбон. В Венеции Аретино написал и опубликовал большую часть своих произведений, в том числе поздние комедии в прозе (лучшая из них, «Комедия о придворных нравах» – «La Cortegiana», была опубликована в 1526 г.), религиозные сочинения, писавшиеся на заказ, незавершенную эпическую поэму «Марфиза» («Marfisa»), «Рассуждения» («I Ragionamenti»), написанные живым, но непристойным языком, и шесть томов писем. По сей день не умолкли споры о достоинствах его поэмы «Гораций» (1546 г.). Ее считают то едва ли не лучшим в драматургии Чинквеченто, то неудачным произведением автора, не имевшего ни драматургических навыков, ни достойного для обработки античной темы гуманистического образования. Сюжет восходит к Титу Ливию, однако у Аретино главное действующее лицо не Гораций, защитник Рима, а сестра Горация – невеста одного из Куриациев, Целия (Камилла). Она проклинает победу брата, убившего ее Куриация. Брат пронзает ее мечом, не удержавшись при этом от прециозной и вряд ли уместной фразы о том, что он убивает «дерзкие слезы, которые завидуют римской славе». В трагедии изображено движение народных масс, что было нововведением в итальянской драматургии. Некоторые лирические партии Целии психологически убедительны и возвышаются над условными монологами трагиков того времени. Исследователи выражают сожаление о том, что авторы Чинквеченто не воспользовались реформами Аретино, который стремился устранить монолог, избежать вестников, а также представить действие непосредственно на сцене. Преемственные связи «Славного брата» Лопе де Веги (около 1600 г.) и «Горация» Корнеля (1640 г.) с трагедией Аретино специалисты считают недостаточно исследованными. Свое значение Аретино сохраняет в значительной степени именно благодаря письмам, предвосхитившим практически все жанры современной журналистики. Описание гибели Джованни делле Банде Нере – яркий образчик военной корреспонденции. Нападки Аретино на Франциска I по поводу союза с турками – типичная передовица на политическую тему. Советы Микеланджело относительно его картины «Страшный суд» – проницательная художественная критика. Наряду с этим в письмах Аретино встречаются советы начинающему автору избегать аффектации, описание венецианского заката для Тициана, восхваление олив, грибов, вина и жареного фазана и, наконец, игривые упреки в адрес подшутившей над ним молодой девушки.

 
PR-CY.ru