ПЬЕТРО делла ФРАНЧЕСКА

ПЬЕТРО делла ФРАНЧЕСКА (1416/1420–1492 гг.) – итальянский художник и теоретик, один из крупнейших представителей Раннего Возрождения. По имени матери Пьетро (Пьеро) ди Бенедетто деи Франчески известен более под именем Пьеро делла Франческа. Родился в Тоскане, умер там же. Работал в Перудже, Лорето, Флоренции, Ареццо, Монтерки, Ферраре, Урбино, Римини, Риме, но всегда возвращался в родной городок, где с 1442 г. являлся городским советником и последние два десятилетия жизни провёл именно там. Пьеро делла Франческа формировался под влиянием флорентийской школы живописи. Его творчество знаменует решительный разрыв с готикой. Произведения Пьеро делла Франческа отличают величественная торжественность, благородство и гармония образов, обобщённость форм, композиционная уравновешенность, пропорциональность, точность перспективных построений, исполненная света мягкая нарядная красочная гамма. Все в его произведениях подчинено законам разума и гармонии. Пьеро делла Франческа – монументалист. Формы его фигур и окружающих их предметов предельно упрощены. Отбрасывая бытовые детали, освобождая повествование от всяких жанровых черт, он создает полные достоинства и благородства образы, возвышающиеся над случайной обыденностью явлений. Его искусство проникнуто верой в высокую миссию человека и его совершенство. Ученик неизвестного, вероятно, сиенского живописца, Пьеро делла Франческа в 1439 г. работал под руководством Доменико Венециано (1410–1461 гг.) над украшением фресками церкви Санта-Мария-Нуова, во Флоренции, причём приобрёл основательное знакомство с перспективой и правилами освещения и усовершенствовался в технике живописи. Важнейшим его произведением является цикл фресок в хоре церкви Сан Франческо в Ареццо на сюжеты легенды о святом кресте (1453–1464 гг.), в которой повествуется об истории того куска дерева, из которого был якобы сделан крест Иисуса Христа. Этот цикл, вдохновлённый «Золотой легендой» («Золотая легенда» – сочинение Иакова Ворагинского, собрание христианских легенд и занимательных житий святых, написанное около 1260 г. – одна из самых любимых книг Средневековья, в XIV–XVI вв. стоявшая на втором месте по популярности после Библии) стал не только самым значительным произведением художника, но и одним из шедевров живописи эпохи Ренессанса. К числу прекраснейших фресок этого цикла принадлежит «Сон императора Константина». Согласно легенде, перед решающей битвой императору явился во сне ангел, предсказавший, что ему будет дарована победа силой святого креста. Этот момент и изобразил художник. Ночь, все погружено в глубокий сумрак. Над шатром императора появляется спустившийся с неба ангел с крестом в руке. Исходящий от креста свет колеблющимися пятнами освещает шатер, императора, погруженного в сон, дремлющего возле него оруженосца и сверкает кое-где на латах двух стоящих по сторонам телохранителей. Все необычно в этом произведении: отсутствие действия, стремление не столько рассказать сюжет, сколько вызвать у зрителя определенное настроение, смелость светового решения, не имеющего аналогий в искусстве XV в. Пьеро делла Франческа обладал большим чувством красоты, прекрасным рисунком, нежным колоритом и необыкновенным для его времени знанием технических сторон живописи, особенно перспективы. Он был учителем знаменитого Луки Синьорелли (1445/1450–1523 гг.), и его влияние отразилось в произведениях Мелоццо да Форли (1438–1494 гг.), Джованни Санти (1435–1494 гг.) и других умбрийских мастеров, даже в ранних работах самого Рафаэля (1483–1520 гг.). По словам Дж. Вазари, он был приглашён папой Николаем V (1447–1455 гг.) в Рим для работ в Ватикане, затем (в 1451 г.) поступил на службу к герцогу Сиджизмондо Малатеста, в Римини, где написал, в церкви Сан Франческо, замечательный по благородной простоте композиции и по точности рисунка образ Святого Сигизмунда («Св. Сигизмунд с Сиджизмондо Малатеста»), в котором особенно хороши портрет заказчика (герцога) и архитектурное окружение.

 



 
PR-CY.ru