ПЬЕРО ди КОЗИМО

ПЬЕРО ди КОЗИМО (1462–1521 гг.) – флорентийский живописец. Его настоящее имя было Пьеро ди Лоренцо (по отцу), прозвище же «ди Козимо» утвердилось за ним потому, что он учился у Козимо Росселли (1439–1507 гг.) и был деятельным сотрудником этого мастера в его работах. Кроме Росселли, на развитие Пьеро ди Козимо оказали влияние Филиппино Липпи (1457/1458–1505 гг.) и миланская школа. Годы его творчества пришлись на период перехода от Раннего к Высокому Возрождению. Будучи учеником Козимо Росселли, Пьеро ди Козимо сопровождал своего учителя во время поездки в Рим, куда тот был приглашен в 1482 г. вместе с Боттичелли (1445–1510 гг.), Перуджино (1446–1524 гг.) и Доменико Гирландайо (1449–1494 гг.) для росписи стен Сикстинской капеллы. К 1486 г. Пьеро ди Козимо уже начал работать самостоятельно и получил заказ от флорентийского купца Франческо Пульезе на украшение одной из комнат его дворца картинами на мифологические сюжеты. Две «Сцены охоты» (Нью-Йорк, музей Метрополитен) и «Лесной пожар» (Оксфорд, музей Ашмола), созданные в 1490–1500 гг., являются аллегорическими изображениями древней истории человечества, перехода от каменного века к железному, от первобытного состояния к цивилизации, творчеству и созидательному труду. Пьеро ди Козимо черпал вдохновение в произведениях, обладавших внутренней энергией и мощным натурализмом, таких, как работы Синьорелли (1445/1450–1523 гг.) и Поллайоло (1433–1498 гг.). Человек с большими странностями в жизни, он вносил в свои произведения элемент фантастичности и причудливости, особенно в тех случаях, когда изображал мифологические сюжеты, но, при всем том, проявлял в них тонкую наблюдательность и основательное знание натуры. При создании произведений на религиозные сюжеты Пьеро ди Козимо не мог соперничать с Боттичелли и Филиппино Липпи: ему никогда не удавалось достичь такого же изящества линий. Как на главные его произведения в религиозном роде, исследователи указывают на «Мадонну, стоящую на пьедестале среди шести святых» (Флоренция, галерея Уффици) и «Небесное увенчание Пресвятой Девы» (Лувр, Париж). Из его картин мифологического содержания наиболее любопытна картина «Марс и Венера» (1490 гг., Берлин, Далем), в которой Пьеро ди Козимо пытается подражать произведению Боттичелли на тот же сюжет, намного более изящному и одухотворенному. В Эрмитаже есть образец живописи Пьеро ди Козимо «Поклонение Младенцу-Христу». Примерно с 1500 г., когда Леонардо да Винчи вернулся во Флоренцию после 17-летнего отсутствия, стало ощутимым его влияние на живопись Пьеро ди Козимо, в картинах которого появились мягкие тени и сфумато (туманные, расплывчатые контуры). Он перешел от смешанной техники  (темперой и маслом) к работе одним только маслом. В этой технике художник создал одно из самых знаменитых своих произведений – «Портрет Симонетты Веспуччи» (около 1490 г., Шантийи, музей Конде). Наибольшую известность получила картина Пьеро ди Козимо зрелого периода творчества – «Смерть Прокриды» (Лондон, Национальная галерея). Здесь и общее настроение, и пейзаж с извилистыми линиями берега и холма вторят формам тела умирающей нимфы. Даже в старости, когда силы начали оставлять художника, он продолжал работать. Одна из его поздних картин – «Персей и Андромеда» (около 1515–1520 гг., Флоренция, галерея Уффици).

 
PR-CY.ru