Словарь по христианству П ПОЛЬ МАЛУЭЛЬ

ПОЛЬ МАЛУЭЛЬ

ПОЛЬ МАЛУЭЛЬ (после 1385 – около 1416 гг.) – нидерландско-бургундский художник, мастер книжной миниатюры, старший из братьев Лимбург (Поль, Херман и Ян) и наиболее известный из них, он чаще всего упоминается в исторических документах. Творчество братьев Лимбург ознаменовало высший расцвет нидерландской живописи на пороге Возрождения.   Сведения о жизни братьев Лимбург очень скудны, поэтому их годы жизни и смерти указываются «коллективно». Родились в Неймегене (Брабант; ныне южные Нидерланды), в семье скульптора, резчика по дереву Арнольда ван Лимбург; их мать была сестрой известного живописца Жана Малуэля. В конце XIV в. Херман и Ян обучались в Париже ювелирному делу. Состояли на службе герцога Филиппа Бургундского в Париже (с 1402 г.), а после его кончины (1404 г.) – на службе его брата герцога Жана Беррийского, при дворе которого создали лучшие свои вещи. Франко-бургундские традиции книжной миниатюры тесно переплетаются в искусстве Лимбургов (где личные манеры каждого из братьев практически неразличимы) с итальянскими веяниями. «Интернациональный стиль» поздней готики впечатляюще ярко и живописно преобразуется здесь в раннеренессансное искусство, прославляющее (при сохранении массы религиозно-мистических элементов) эмпирическую красоту мироздания. К манускриптам, бесспорно украшенных братьями, принадлежат Морализованная (т.е. снабженная нравоучительными комментариями) Библия (середина 1400 гг., Национальная библиотека, Париж), Прекрасный часослов герцога Беррийского (около 1409–1411 гг., музей Метрополитен, Нью-Йорк) и Прекраснейший часослов герцога Беррийского (около 1409–1416 гг., завершен в 1485–1490 гг. Ж. Коломбом; музей Конде, Шантийи). Наибольший интерес представляют здесь иллюстрации к календарю. Одни из них передают сцены придворного быта: герцога, восседающего в окружении пышной свиты за пиршественным столом (январь), нарядных дам и юношей, отправляющихся на соколиную охоту (август), и т.п. Другие, следуя традиции, изображают сезонные полевые работы. В этих сценах из трудовой жизни крестьянства, развертывающихся то на фоне городских стен Парижа, то различных замков и изображающих сенокос (июнь), сбор винограда (сентябрь), сев (октябрь), художники создают настоящие небольшие картины, отличающиеся строгой точностью и вместе с тем проникнутые тонким чувством природы.

 
PR-CY.ru