Словарь по христианству П ПЕДРО БЕРРУГЕТЕ

ПЕДРО БЕРРУГЕТЕ

ПЕДРО БЕРРУГЕТЕ (около 1450(?) – 1504/1506 гг.) – испанский живописец, крупнейший мастер раннего испанского Возрождения. В его творчестве с большой силой проявляются реалистические устремления, сказывающиеся в разнообразии типажа, попытке социальной характеристике действующих лиц, блестящей передаче качества и фактуры предметов, однако еще мало развита перспектива, сохраняется условный золотой фон, фигуры располагаются на плоскости. Произведения Берругете посвящены религиозным сюжетам, причем особенно часто изображаются сцены различных мучений, казней и т.п. Картины, созданные им в молодые годы под влиянием готизирующей нидерландской традиции для церквей Паредес де Нава и ее окрестностей, малоизвестны. Между 1475 и 1483 гг. Берругете работал в Италии при дворе урбинского герцога Федерико да Монтефельтро, что засвидетельствовано рядом источников (в документах Урбино он упомянут как Пьетро Спаньоло). В сотрудничестве с нидерландским живописцем И. ван Гентом Берругете создал для библиотеки герцогского дворца несколько картин и серию изображений великих мужей древности, мыслителей Греции и Рима, деятелей христианской церкви, крупные полуфигуры которых исполнены достоинства и внутренней силы (дворец в Урбино; Париж, Лувр; Рим, Национальная галерея). Однако до сих пор исследователи не могут решить проблему авторства той или иной картины. Работая в Урбино, одном из самых блестящих центров ренессансной Италии, в активных контактах с такими мастерами, как Пьеро делла Франческа и Мелоццо да Форли, Берругете глубоко воспринял существо ренессансной концепции человеческой личности. Он обогатил свое искусство новыми, неизвестными испанской, и особенно кастильской, живописи приемами в решении композиции, объединяющей фигуры общим архитектурным пространством, в построении перспективы, пластической лепке полновесных объемов и крупных цветовых плоскостей, в освещении, ритмическом созвучии линий и красок и многими другими достижениями итальянской изобразительной культуры. Точная дата возвращения Берругете в Испанию неизвестна, но в 1483 г. он исполнил фрески для собора в Толедо (не сохранились). Художник вновь поселился в Паредес де Нава, обзавелся семьей, в 1486 г. родился его старший сын Алонсо, в будущем знаменитый скульптор Испании. Берругете активно работал над созданием алтарных образов в храмах Толедо, Авилы, Бургоса, Валенсии, Паредес де Нава; особое место в его жизни заняла Авила, в которой жил Великий инквизитор Торквемада, покровитель художника. По-видимому, Торквемаде принадлежала изобразительная программа, которой он следовал при создании своих работ для авильской церкви Сан Томе (1490–1496 гг.). В Авиле произошло тесное сближение Берругете с доминиканцами. С 1499 г. он участвовал в создании главного алтаря в кафедральном соборе города (его кисти принадлежат картины «Моление о чаше», «Бичевание Христа» и в пределле – полуфигуры святых). В произведениях Берругете начала 1480 гг. еще сохранялись итальянские традиции – в «Автопортрете» (Мадрид, Музей Ласаро Гальдиано), возможно, написанном еще в Италии, в картинах «Молитва св. Григория» (Сеговия, Музей собора), «Усекновение главы Иоанна Крестителя» (Бургос, церковь Санта Мария дель Кампо) с классическим построением пространства интерьера, формами дворцовой архитектуры Урбино.

 



 
PR-CY.ru