ПАЛЬМА ВЕККИО

ПАЛЬМА ВЕККИО (около 1480 – 1528 гг.) – итальянский живописец, мастер венецианской школы, обладавший красивым колоритом, несколько напоминавший раннего Тициана и постоянно повторявшего в своих картинах полюбившийся ему тип пышной белокурой венецианской красавицы. Настоящее имя Якопо Негретти. Сформировался как живописец в Венеции, работал в Венеции, в 1510–1520 гг. был самой заметной фигурой венецианской школы после Тициана. Уроженец округа города Бергамо – самой западной части венецианских владений в Северной Италии.  Ранние работы Пальмы Веккио – Мадонна (около 1506 г., Берлин, Государственные музеи); Мадонна со святыми (около 1508–1510 гг., Рим, галерея Боргезе) – выдают влияние Джованни Беллини. Но с начиная 1510 гг. художник органично осваивает мотивы и живописные приемы Джорджоне и раннего Тициана. Одной из его излюбленных тем становятся Св. собеседования и Св. Семейства, решенные как идиллические сцены на фоне спокойных сельских ландшафтов, несколько тяжеловесные по рисунку и ритму, но написанные со свойственной венецианской школе 1510–1520 гг. глубиной и насыщенностью цвета, богатством тональных переходов: «Св. Семейство» (около 1516–1517, Флоренция, галерея Уффици); «Св. собеседование» (около 1517 г., Вена, Музей истории искусства); «Св. Семейство со св. Екатериной» (1520 гг., Дрезден, Картинная галерея); «Св. собеседование» (около 1527–1528 гг., Венеция, галереи Академии, закончена Тицианом). Как сельская, крестьянская идиллия трактована у Пальмы Веккио библейская сцена в монументальном полотне «Встреча Якова и Рахили» (1520 гг., Дрезден, Картинная галерея). Одной из лучших его работ является величественная св. Варвара из полиптиха Св. Варвары (около 1522–1523 гг., Венеция, церковь Санта Мария Формоза), написанная в полнозвучной и праздничной цветовой гамме, основанной на теплых вишнево- и розово-красных тонах, объединенных мягким золотистым светом. Пальма Веккио работал также в портретном жанре. Его женские портреты (так называемая «Виоланта», около 1518 г., Вена, Музей истории искусства; «Женский портрет», около 1518 г., Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса), решенные в нарядной, звучной цветовой гамме, воплощают характерный венецианский тип чувственной полнокровной красоты. Написанные в темной, благородной цветовой гамме мужские портреты («Юноша», около 1512–1515 гг., Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж; «Франческо Кверини», 1528 г., Венеция, галерея Кверини-Стампалья) выдают влияние Джорджоне. Вазари приписывает Пальме Веккио ныне полуразрушенное полотно «Буря» (Венеция, галереи Академии), являющееся первым в истории итальянской живописи изображением разбушевавшейся морской стихии.

 
PR-CY.ru