ПАРМИДЖАНИНО Франческо

ПАРМИДЖАНИНО Франческо (1503–1540 гг.) – итальянский живописец и гравер, один из ведущих представителей маньеризма – художественного направления, сформировавшегося в Средней Италии, характеризующегося началом кризиса флорентийско-римского Высокого Возрождения. Хотя художники XVI в. продолжали чтить своих великих ренессансных предшественников и считали, что следуют их заветам, на самом деле они следовали им эпигонски, усваивая обрывки внешних форм и бессознательно доводя их до карикатуры, потому что исчезло содержание, когда-то рождавшее и животворившее эти формы. Школа маньеристов культивировала «змеевидные» повороты фигур Микеланджело, но вне его гуманистического пафоса эти повороты выглядели только странной вычурностью. Маньеристы также заимствовали у Леонардо да Винчи указующие жесты, таинственные улыбки – и это принимало характер двусмысленный и жеманный. Специалисты, говоря о «Мадонне с розой» Пармиджанино как типическом произведении маньеризма, всегда обращают внимание зрителей на пустую неприятную изысканность в этих нарочитых позах, нарочитых жестах, в женоподобном тельце Младенца и его выхоленных пальчиках, заостренных как коготки. Правда, среди маньеристов были сильные и острые мастера, особенно много достигшие в портрете (Понтормо, Бронзино, Бенвенуто Челлини). Но традиции Возрождения продолжали не эпигоны и эклектики, а те, кто обращался с этими традициями куда менее почтительно и противопоставлял им нечто новое (например, Рембрандт). Все же Пармиджанино оказал большое влияние на итальянскую живопись XVI в., элементы его сложного и изысканного изобразительного языка обогатили живописную практику не только маньеристов, но и ведущих мастеров венецианского Позднего Возрождения – Веронезе, Тинторетто, Я. Бассано. Его настоящее имя – Франческо Маццола. Сын рано умершего провинциального художника и воспитанник братьев отца, также второстепенных провинциальных живописцев, Пармиджанино, рано проявивший большую одаренность, сформировался во многом самостоятельно, в контакте с самобытно и лично воспринятым творчеством некоторых современников. Работал в Парме, Риме (1524–1527 гг.), Болонье (1527–1531 гг.). В его ранних работах – росписях церкви Сан Джованни Эванджелиста (1522 г., Парма) и замка (Рокка) графов Сан Витале (около 1523 г., Фонтанеллато) – сказывается влияние Корреджо, в мастерской которого Пармиджанино работал в 1518 г. В то же время в этих работах уже проявляется творческая индивидуальность мастера. Так, в росписях замка в Фонтанеллато, используя идеи Корреджо, Пармиджанино нашел свежее и поэтичное решение, превратив плафон зала в небо с белыми облаками, его распалубки – в розарий с тонким плетением жердей, поддерживающих цветущие ветви, и изобразив в люнетах, под этим цветущим шатром, эпизоды истории Дианы и Актеона.

 



 
PR-CY.ru